Вечером 7 марта в Jeffrey Coffee Arbat прошел акустический квартирник молодого уличного музыканта Михаила Филиппова. Его сценический псевдоним – MISHA RETRO. Михаила часто можно встретить выступающим на Арбате. Он всегда рад сфотографироваться с поклонниками.
Программа молодого музыканта наполнена множеством каверов на известные отечественные рок-группы: «Сплин», «Кино» и другие. Также Михаил исполняет и песни собственного сочинения.
Нашим журналистам удалось пообщаться с Михаилом после концерта.
— Расскажи немного о своём творческом пути, о своей биографии как музыканта.
— В шесть лет я увидел скрипичный концерт. В семь лет пошёл в музыкалку на скрипку, закончил её. А потом я услышал рок.
— Как родители относятся к твоему увлечению музыкой? Как они оценивают твои авторские песни?
— После трёхлетней борьбы они смирились с моим увлечением. Я считаю, что им и не должна нравиться моя музыка. Вы читали книгу «Отцы и дети»? Борьба отцов и детей – это нормально. Мои родители смирились с тем, что я это люблю, они видят мою любовь к этому. Но разделить её и почувствовать то, что я чувствую, они не смогут. «Гасить» меня перестали, хотя раньше такое было: они не делали этого нарочно, они делали это случайно, не замечая. Сейчас родители смирились и поддерживают саму мою любовь к музыке. Но я не слышу от них чего-то вроде: «Вау, классно».
— Ты учился на инженера. Как твоё техническое начало состыковывается с твоей любовью к музыке?
— Я учился в физмат-лицее в Ханты-Мансийске, и, когда я, как-то раз, взялся за олимпиаду по физике, я почувствовал, что у меня мозг будто зашевелился. А когда он начинает шевелиться, он начинает шевелиться во всех направлениях. Я еле-еле на четвёрки учился, мне это тяжело давалось, но я начал стараться – и тогда почувствовал, что мозг уже не спит. И песенки я начал писать именно тогда, когда мозг зафункционировал во всю свою полную силу. Такая разносторонность всегда приводит к чему-то хорошему.
— По поводу твоих каверов. Ты делаешь каверы на довольно разнообразные жанры, на разных исполнителей. Чем ты руководствуешься, когда выбираешь песни?
— На самом деле, я никогда не слушал большинство исполнителей, на которых сейчас делаю каверы. Я делаю каверы на них, потому что играю на улице, на Арбате. Для меня каждый выход на улицу – это концерт: у нас барабанщик есть, бас-гитарист, мы играем, получая опыт. Практически любая группа, коллектив, знаменитый сейчас зарубежом или у нас, начинал с каверов. На концертах я пою своим собственным голосом, в своей манере и со своей подачей. Это для меня тренировки, я нахожу свой звук, нахожу себя. Благо что я могу это делать, благо что эти песни есть и они находят во мне какое-то отражение. Может быть, они написаны не так, как я чувствую, но я по-своему их интерпретирую и пою. Это тренировка. Но слушать я их не слушаю, я слушаю зарубежную музыку. Есть, конечно, несколько песен и групп из российского шоу-бизнеса, которые на меня повлияли, но их немного.
— Что это за группы?
— Во-первых, «Кино» Виктора Цоя. Это фигура культовая. Я его тоже, опять же, не слушал, но сама культовость этого персонажа и этой группы отразилась во мне. И группа «Пикник» тоже: я вообще из-за неё начал слушать рок-музыку лет в одиннадцать. Я её услышал, услышал эти фольклорные мотивы, и они мне запали в душу. Если говорить о русских группах, то я до сих пор слушаю «Пикник», они до сих пор остались в моих плейлистах.
— А из зарубежных?
— Из зарубежных я сейчас слушаю джаз, сугубо джаз. Мне очень нравится джаз в последнее время, ну как в последнее, уже где-то год. Мне просто всё остальное настолько надоело, что я начал слушать вот такую, абстрактную музыку… Ну, ещё из зарубежного– Pink Floyd. Я не могу их спеть, я их не возьмусь петь никогда, но они отразились во мне – разнообразие их звуков: оттуда можно черпать, и оно не исчерпается. И Jethro Tull, очень хорошая группа. Ну и вообще стараюсь себя не ограничивать. Я не против и рэп послушать даже, если он хороший. Мне нравятся какие-то новые, интересные звуки.
— Сколько у тебя обычно занимает подготовка кавера?
—Обычно я вообще не смотрю в интернете аккорды. Я ведь окончил класс скрипки… Я как начал играть на гитаре? У дедушки лежала гитара, я на неё смотрю и говорю: «Дед, научи». Он мне дал три аккорда, и я дальше начал на слух подбирать – наверное, в силу того, что мне после скрипки всё легко давалось. Я обрадовался, начал играть и всё подбирать. То есть я где-то что-то слышал когда-то, оно всплывает у меня в голове, а потом я только текст гляну, и всё. Аккорды сами напрашиваются. Всё, что у меня сейчас есть в голове, нарабатывалось годами. Я сижу с гитарой и из рук её не выпускаю. Я же всё равно уже не учусь – я только читаю книги, чтобы откуда-то что-то черпать.
— Последняя прочитанная книга?
— Полностью прочитал «Скотный двор» Оруэлла, сейчас читаю «Утопию 14», она же «Механическое пианино», – мне очень нравятся антиутопии. А моя любимая книга – наверное, «Голова профессора Доуэля» Беляева. Я могу перечитывать её просто так, чтобы настроение себе поднять.
— Когда первый альбом?
— Надеюсь, в этом году, ближе к концу. Хочется, чтобы это было что-то серьёзное и интересное. Песни уже скоро начну писать.
— Сегодня состоялся твой первый квартирник, собравший полное кафе слушателей…
— Да. Мы думали, что это будет так, почти что в шутку – будет и будет, попробуем, попытка не пытка. Двадцать человек, думаем, наберём – и слава богу. А в итоге зарегистрировались семьдесят человек. Мы просто были в шоке, в панике, думали: куда же мы рассадим семьдесят человек?
— Когда следующий квартирник?
— Надеюсь, очень скоро.
— Ты волновался сегодня, когда выступал? Какие эмоции остались после сегодняшней встречи со слушателями?
— Волнение ушло, когда я увидел первых людей, которые пришли пораньше и сказали: «Мы пораньше решили прийти, чтобы не опоздать». Я думаю: «Ничего себе, хотят меня послушать. Это значит, что можно делать то, что я умею делать. Надо быть собой». И всё, волнение ушло. Ну, конечно, полностью оно никуда не уйдёт и в сотый концерт, и в тысячный, но этот трепет и помогает насладиться процессом. Эмоции после сегодняшней встречи – только положительные.
— Последний и самый важный вопрос. Что ты хочешь донести до людей своей музыкой?
— Честно говоря, я не знаю, что можно донести до людей, когда тебе всего двадцать один. Но это переходный возраст, и я чувствую, что в последний год я будто просыпаюсь. Это год пробуждения. Я всю жизнь занимаюсь музыкой, но теперь она словно предстаёт передо мной в новом свете.