Read Time:3 Minute, 58 Second

Всё чаще в подборках лучших фильмов и сериалов за год антиутопия занимает ведущие позиции. Не случайно, ведь такие кинокартины призваны вызывать общественный резонанс и нуждаются в отклике и интерпретации зрителя. Богатым на антиутопии выдался и 2019 год. Стоит упомянуть только «Паразитов» Пон Чжун Хо и премьеру пятого сезона известного сериала-антиутопии «Чёрное зеркало». В числе таких фильмов можно назвать и дебют испанского режиссёра Гальдера Гастелу-Уррутия — «Платформу».

Фильм рассказывает об устройстве некой тюрьмы будущего, которая представляет собой неизвестное количество уровней. На каждом заключённые по двое отбывают наказание. Между ними — пропасть, шахта, по которой движется так называемая платформа, убранная, как стол для самого роскошного банкета. Но кто-то пресыщается изысканными блюдами, а кому-то даже косточек не остаётся. Всё дело в том, пища в «яме» — так дословно с испанского переводится название фильма — распределяется не пропорционально. Высшие уровни могут наедаться вдоволь, тогда как низшим иногда приходится переходить всякие рамки и поедать друг друга. К счастью (или к несчастью — кто знает), таким образом нужно продержаться всего месяц. Потом уровень меняется, и герои просыпаются на 3 или на 243 уровне. Причём никакой закономерности нет — можно как подняться на сто уровней выше, так и опуститься ещё ниже, всё решает случайность, удача, или кто-то ещё. Концепция этой уровневой тюрьмы или Центра Вертикального Обслуживания, как его называет героиня, сотрудница администрации, является центральной в фильме аллегорией на общество, в котором царит социальное неравенство.

«Платформа» — это, скорее, фильм-притча, сотканный из множества символов и метафор. Даже само название содержит в себе несколько смыслов. Это и аллегория социального лифта, и сама социальная страта, когда плита на несколько минут равняется с уровнем. Скрасить будни в бетонных стенах, то и дело выделяющих то жар, то холод, то снотворный газ, можно с помощью одного предмета, который разрешено взять с собой в заключение.

Главный герой Горенг (Иван Массаге) прихватывает с собой книгу о Дон Кихоте на удивление его сокамерника Тримагаси (Сорион Эгилеор), выбравшего самозатачивающийся нож, на что он скептически и отвечает:

«Это не лучшее место для человека, который любит книги».

С помощью этих деталей раскрываются характеры героев. Книга характеризует Горенга как духовного человека, сделавшего выбор в пользу нематериального. К тому же, и сам он чем-то похож на героя Мигеля де Сервантеса, идеалиста, мечтателя и романтика. В отличие от Тримагаси, угодившего в тюрьму из-за убийства по неосторожности, Горенг никого не убивал, он добровольно согласился на эксперимент. Сцены собеседования, когда он рассказывает о своём любимом блюде и приготовления этого блюда — единственные, открывающие реальность за пределами ямы. Они достаточно яркие и позволяющие заглянуть за грань основной метафоры тюрьмы, что очень мешают сделать её давящие тяжёлые стены.

Эта замкнутость пространства и камерность, доводящая зрителя почти до клаустрофобии – символ ограниченного понимания картины мира героями. А ведь не стоит забывать, что это всё просто чей-то эксперимент. Заключённые не представляют, что находится за стенами, не имеют представления об Администрации тюрьмы. Поэтому все попытки что-то изменить путем и реформ, и революции кажутся нелепыми и обречены на неудачу. Горенг сам придумывает идеологию, которая по мере попыток воплощения меняет свою суть. И ради благоустройства жизни людей он и его товарищ прибегают к насилию. На предложение послать Администрации символ в виде какого-либо блюда, вместо себя, как представителей идей общества, они выбирают единственную уцелевшую панакоту на свой риск, не  задумываясь, как это может быть интерпретировано наверху. В этом ключевом эпизоде символ становится уже самостоятельным героем «Платформы». Делая выбор в пользу послания, герои подтверждают, что говорить о важных и судьбоносных вещах возможно не с помощью слов, а с помощью символов, как это делает с нами Гальдер Гастелу-Уррутия.

Кульминация фильма наступает достаточно скоро. И в этом удачно передан характер социальной революции, какую собирался вершить главный герой. Развязка «Платформы» неоднозначна, но на то фильм и символистский, чтобы интерпретировать его с разных сторон, каждая из которых будет верна. Послание в виде девочки, родившийся в яме, это метафора того, что когда дыра станет способной создавать что-то, а не только потреблять, что посылает Адмистрация, тогда она станет самостоятельным организованным обществом, не вечно обвиняющим власть, а способным самому договориться и распределить блага. Потому как изначально было задумано, чтобы каждый съедал только своё любимое блюдо и тогда бы пища доставалась всем. Но ведь есть каждый день потреблять одно и тоже, даже самое вкусное лакомство может надоесть, и что тогда, всё начнётся заново? Сценами убийств, насилия и каннибализма фильм поднимает проблему человеческой жестокости и вопрос: возможно ли в любой ситуации оставаться человечным? Линия  изменения характера Горенга даёт не особо утешительный однозначный ответ.

Всё же «Платформа» — социально-философский триллер с чертами антиутопии, поэтому перед  просмотром стоит настроить себя на восприятие серьёзного, моментами поражающего фильма, требующего от зрителя концентрации внимания и абстрактного мышления, направленного на восприятие образов. Тем не менее кинокартина получилась интересной, хоть местами и перегруженной  теми самыми образами, к которым иногда добавляются философские размышления героев. И у её авторов достойно получилось воплотить остросоциальные  идеи и многогранные образы, находящие отражение в душе зрителя.

About Post Author

admin

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Предыдущая запись «Пятницы-Ерошницы», второй день рождения и подкаст: интервью с Ильей Колесниковым
Следующая запись Как «Красотка» заставила меня влюбиться в 90-е