Read Time:4 Minute, 11 Second

Автор статьи: Мария Бородкина

Знаменитую песню “А я иду шагаю по Москве” в исполнении Никиты Михалкова знают буквально все, даже те, кто ни разу не смотрел сам фильм, в котором она звучит. Существует несколько версий появления музыкальной композиции или, как её ещё называют, гимна молодежи 60-х. Первая из них заключается в том, что сценарист киноленты Геннадий Шпаликов сочинял четверостишия прямо в такси по пути на съемочную площадку. Всё потому, что сроки сдачи готового материала уже поджимали – близился день съемок в метро, где герой Михалкова должен был исполнять эту песню. Вторая теория гласит, что текст был написан прямо во время съемок одного из эпизодов на площади Маяковского. Какая в итоге из них является истинной так и осталось загадкой.

После выхода самого фильма в 1964 году зрители неоднократно отмечали, что песня имеет особый шарм и звучит по-своему очаровательно. Интересно, удивились бы они, узнав, что известные строчки были вынужденной импровизацией из-за большой спешки? Через многие годы Геннадий Шпаликов скажет: «Если бы каждый, кто поёт мою песню «А я иду, шагаю по Москве», дал мне по рублю, я был бы миллионером».

Как оказалось, основной замысел киноленты был придуман Шпаликовым ещё в 1961 году. Тогда он написал биографическое эссе о своей жизни в столице под названием «В Москве повсюду лето». В материале рассказывается о молодом человеке, который после продажи книг в букинистическом магазине решает прогуляться по любимому городу. В какой-то момент начинается дождь, и главный герой видит девушку, которая босиком шагает вдоль улицы. Режиссер картины Георгий Данелия позже подтвердил информацию, что писать сценарий начали именно с эпизода «под дождем». Позже эта сцена с велосипедистом, девушкой и зонтиком станет визитной карточкой оттепельной киноленты.

Для 18-летнего Никиты Михалкова роль Коли стала настоящим триумфом. После выхода «Я шагаю по Москве» он буквально проснулся знаменитым. Ещё до начала съемок на главную роль рассматривалось несколько артистов, которые успешно прошли пробы. В их числе даже были Виталий Соломин и Геннадий Бортников. Одни кандидаты устраивали худсовет и не нравились Данелии, а другие с точностью наоборот. Обе стороны никак не могли сойтись в едином мнении. Вмешательство сценариста Геннадия Шпаликова стало поворотным событием в судьбе будущей картины. Именно он предложил режиссеру присмотреться к Никите Михалкову.

Поначалу Данелия не увидел в нём потенциала: его смущали малый актерский опыт, возраст и внешность юноши, которая больше подходила для роли аристократа, но никак не метростроевца. Такого мнения режиссер придерживался из-за случайной встречи с Михалковым несколькими месяцами ранее. Однако стоило им увидеться на съемочной площадке снова и пообщаться лично, как всё встало на свои места. Позже Данелия признался, что в тот день он с удивлением обнаружил, что этот крепкий молодой человек, который выше его на целую голову, вполне мог бы работать метростроевцем. Никита Михалков же, в свою очередь, благодарен режиссеру за то, что он разглядел в нём актерский потенциал для главной роли в столь юном возрасте. После завершения съемок лирической комедии Михалков твердо решил, что будет поступать в Щукинское училище. Роль Коли дала 18-летнему парню отличный старт и во многом определила его дальнейшую творческую биографию.

Московские пейзажи, которые то и дело появляются на экране, считаются такими же основными действующими лицами, как и герои фильма. Сразу после вступительных титров зрителям показывают нарезки столичных видов. Сначала это кадры Москвы-реки со звуком часов на Спасской башне, затем панорамный вид спальных районов с высотки на Котельнической набережной. Незаметно урбанистический пейзаж сменяется сценами оживленных дорог на Красной площади. Раньше по ней ходили общественный транспорт и легковые автомобили, а в 1974 году она была закрыта от машин и отдана пешеходам. Далее действие картины перемещается в метрополитен – одну из главных достопримечательностей Москвы – где мы ближе знакомимся с главным героем.

Локации меняются на протяжении всей киноленты. За один день персонажи успевают побывать на Чистых прудах, строящемся Новом Арбате, в ГУМе и даже парке Горького. В одном из эпизодов герои фильма Коля и его друг Саша прогуливаются по площадке у только что построенного, но ещё закрытого кинотеатра «Россия». Интересным является то, что откроется он как раз премьерным показом «Я шагаю по Москве» 11 апреля 1964 года.

Почти на каждой улице главный герой встречает своего родственника, друга или соседа. Это кажется довольно необычным, учитывая то, что на момент съемок фильма в Москве проживало уже более 6 миллионов человек, а такие ситуации, в основном, характерны именно для малочисленных городов. Но именно благодаря этому приему столица становится знакомым и родным местом для каждого зрителя уже с первых минут.

Герой Никиты Михалкова представлен простым, но одновременно харизматичным и уверенным в себе молодым человеком. Он с легкостью может заговорить с любым прохожим на улице, пригласить на свадьбу друга понравившуюся девушку или быстро найти общие темы для разговора с новым приятелем. На протяжении всего фильма он выручает всех, кто нуждается в помощи. Вместо того, чтобы отсыпаться после ночной смены, он находит хозяйку потерянной собаки, соглашается помочь другу в получении отсрочки в военкомате, потому что тот женится, и становится переводчиком для таксиста, который не знает куда везти иностранца. И это далеко не единственные ситуации, в которые главный герой умудрился попасть всего за один день. Коля в исполнении Михалкова – это собирательный образ советской молодежи нового поколения. Его по праву можно считать героем своего времени.

About Post Author

admin

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Предыдущая запись <strong>Олимпиадники только по лю(БВИ): эксклюзив от призеров и победителей заключительного этапа ВсОШ</strong>
Следующая запись Ожидаемая победа Петросян, яркое возвращение Савосина и отсутствие спортивных пар: как прошел первый этап Гран-при в Уфе?