Первая масштабная ретроспектива выдающегося авангардиста Эля Лисицкого открылась 16 ноября в Москве. Выставка продлится до 19 февраля. Экспозиция разделена на две части: в Еврейском музее и центре толерантности представлены ранние работы художника, а в Государственной Третьяковской галерее — произведения более зрелого творчества и проуны («проуны» — изобретенное им направление в искусстве, «проекты утверждения нового»).
Эль Лисицкий — архитектор, художник, дизайнер, театральный декоратор, мастер фотомонтажа и оформитель выставок. В каждой из этих областей он показал себя новаторски, задал тон их развитию в ХХ веке. Желание художника работать в нескольких областях искусства, переплетать, смешивать их – потребность эпохи революционного энтузиазма, когда во взаимодействии различных видов искусства закладывались основы новой культуры молодого государства. «Он был настолько многогранным художником, что исследователи обосновывают теории о «разных» Лисицких, пытаясь понять, каким образом один человек мог все это делать…» — говорит исследователь русского авангарда и директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
«Лисицкий выводил идеи Малевича в трехмерное пространство, переходя от плоских супрематических композиций к объемным структурам, — говорит Трегулова. — Роль художника в истории фотографии, плаката и рекламы, в истории выставочного дизайна трудно переоценить — все, что делалось в этих сферах начиная с 1920–1930-х годов, во многом обязано Лисицкому».
Самые известные проекты Эля – проуны. «Я назвал их «проуны», — объяснял Лисицкий, — чтобы не искали в них картины. Я считал их пересадочной станцией из живописи в архитектуру. Каждая работа представляла проблему технической статики или динамики, выраженную средствами живописи».
Большая часть жизни Эля Лисицкого прошла под знаком осознанного служения власти, за что многие искусствоведы характеризуют его как художника-пропагандиста, прославителя сталинской эпохи. Но, скорее всего, занимаясь визуальной пропагандой, он пытался развеять страх людей перед переменами, веря в светлое будущее, которое зависит от них, нежели пытался угодить государству.
В последние 10 лет жизни он перешел от авангарда к социальному реализму, из-за чего власть перестала принимать творчество Лисицкого. После смерти его имя в стране забыли на долгие годы. Творчество этого человека оказалось хорошо известно в странах Европы, но почти не знакомо россиянам.
В рамках проекта вниманию публики будет представлено несколько сотен экспонатов, взятых из фондов музейных учреждений и собраний частных коллекционеров России, Германии, Голландии, Франции и Азербайджана.
Эль Лисицкий: человек, стерший грань между архитектурой и живописью
Предыдущие публикации