Побывав на выставке «Искусство XX века» в Новой Третьяковке, мы узнали, чем именно она может завлечь посетителя.
Что внутри?
Полтора часа в грязной электричке и вот мы уже ступаем на порог Новой Третьяковки. Это современное пространство с высоким потолком. Сдав верхнюю одежду в гардероб, мы стали подниматься по мраморной лестнице: выставка находится на четвёртом этаже. Крупные растения в горшках и чёрный рояль цепляют взгляд. Поднимаешь голову наверх — хрустальные люстры ловят блики солнца. Настроение хорошее, ведь впереди предстоит изучение искусства. Заходим в первый зал. Свет приглушённый, стены цвета морской волны. Люди тихо переговариваются, слышится только их шёпот и скрип пола.
Петров-Водкин: как показать в частном всеобщее
Первое, что мы увидели — это искусство К. Петрова-Водкина. Оно сочетает в себе традиции европейского символизма, древнерусской иконописи и фресковой живописи Раннего Возрождения. Такому разнообразию способствовали долгие годы учебы в Саратове, Москве, Мюнхене и Париже. Постижение разных культур и опыт, полученный за годы странствий, позволили художнику отойти от прямолинейного символизма ранних работ и выйти на уровень глубокого символического обобщения, сумев увидеть и показать в частном всеобщее. Картины Петрова-Водкина просты и понятны, но можно задуматься о глубоком смысле, вложенным в них.
Михаил Ларионов и Наталья Гончарова: пара художников
Зайдя во второй зал, сразу обращаешь внимание на картину М. Ларионова, на которой были изображены утки. И не нужно задумываться о смысле — это просто утки. Вначале художник хотел нарисовать утку, которая ест из ведра, но передумал, а карандашный набросок в итоге остался. Теперь у утки две головы.
Наталья Гончарова, жена Михаила Ларионова, никогда не оставалась тенью мужа. Ее произведения на выставке разнообразны: здесь и натюрморты, и жизненные ситуации, и картины, над которыми нужно достаточно долго подумать.
От размышлений нас оторвал диалог двух посетительниц:
— Вот ты видишь здесь пустоту? Я лично нет.
— Противоречивые эмоции, но на пустоту похоже.
— А мне, наоборот, кажется, что здесь изображено какое-то будущее, жизнь, наполненность. И совсем не пусто.
Стены на ваш вкус и цвет
Здесь даже цвет стен можно выбрать на свой вкус. Залы переливаются то фиолетовым, то морским зелёным, то бежевым. В третьем зале стены цвета кирпича, пространство кажется ярче. Пол стал скрипеть сильнее, а вот голоса людей стали тише — все становятся частью искусства. В пятом зале картины большого размера, а стены белые. За счёт изменения цвета пространство то сужается, то расширяется. С приглушённым светом смотреть легче, ничто не режет глаза.
Полёт человека: мечта или реальность?
В каждом зале есть кураторы выставки, они одеты в розовые рубашки и галстуки в чёрный горох. Постоянно ходят и следят за порядком, чтобы никто не украл экспонат или не нарушал идиллию.
Мы решили задать девушке вопрос:
— Не подскажите, есть ли на выставке такой экспонат, на который обращает внимание почти каждый посетитель?
— Это вам к «Летатлину».
Девушка повела нас в следующий зал:
— Здесь находятся эти чудо-крылья. Если на картины у каждого свой взгляд, то на «Летатлин» почти все обращают внимание: задирают голову вверх и изучают. Махолёт был сделан Владимиром Татлиным. Летательный аппарат —это невероятный авангардный арт-объект, чудо дизайнерского искусства, воплощение мечты человека о полете. Но, к сожалению, он так и не летал. Несколько «Летатлинов» были испробованы летчиками на поле и в аэродинамической трубе. Этот экспонат побывал на персональных выставках Татлина в Третьяковской галерее, «долетел» до музеев США, Германии, Швейцарии, Греции. А с 2017 года стал частью экспозиции «Искусство XX века».
О людях
Настолько разные посетители рассматривают экспонаты и каждый из них находит в них что-то своё. Это заставило нас задуматься. Мужчина в сером свитере фотографируется почти с каждым экспонатом и кричит своей жене: «Люба, сфотографируй меня ещё с этим!». Затем даёт телефон жене, встаёт, улыбается, и очередной снимок готов. Вечером он будет их пересматривать и вспоминать этот яркий день. Девушка в ярко-фиолетовом длинном платье с плюшевой белой сумкой фотографирует натюрморт Кончаловского «Агава».
Другие две девушки в зелёных свитерах смотрели афишу, а затем отвлеклись, услышав пищание экспоната под названием «Phason». Это звуковой инструмент-инсталляция, который использует вращающиеся диски для генерации тонов. В качестве управляющего агента использован свет, проходящий от пульта управления. В небольшом зале проводится экскурсия, люди сидят на диванчиках, смотрят презентацию и слушают экскурсовода. Рядом со стенами расположены высокие шкафы, которые забиты книгами об искусстве. Каждый желающий может взять любую и почитать. Рядом стоят телевизоры с подключёнными наушниками, можно сесть в мягкое кресло и посмотреть видео, узнать много нового.
Кандинский: в душе каждого зрителя стоит рояль
Посмотрев всю экспозицию, мы обратились к посетительнице:
— Какое произведение вам запомнилось больше всего?
— Композиция XII Василия Кандинского.
— Чем она вас так привлекла?
— Если бы не аудиогид, она бы мне так не запомнилась. Эта картина — хит. И название у нее не случайно музыкальное. Четыре дня Кандинский работал: в кадре перекрёсток библейских сюжетов, Всемирный потоп, воскрешение из мёртвых, страшный суд. На глазах разворачивается катастрофа, апокалипсис, но светлые тона обещают, что страшно не будет. И каждый цвет имеет философский подтекст.
— А что означает, например, красный?
— Красный — это мощь. А вот синий — цвет спокойствия. Желтый — сумасбродство. А главное — музыка. Кандинский пишет картину и все время слушает Арнольда Шонберга. Художник слышит цвета и видит звуки. Он уверен, что в душе каждого зрителя стоит рояль. Цвет — это клавиши, глаза — молоточки, душа — многострунный рояль. Кандинский в названии картины говорит о духовной музыке и молитве.
Супрематизм: «Черный квадрат» и «Угол зрения»
Один из четырёх «Чёрных квадратов» можно увидеть и на этой выставке. Казимир Малевич писал: «Самое главное в супрематизме — два основания — энергия чёрного и белого». В 2015 году в Третьяковской галерее под слоем краски картины были обнаружены две многофигурные геометрические композиции, поверх которых был написан «Чёрный квадрат». Абстрактная композиция «Угол зрения» отсылает к работам Казимира Малевича. Она составлена из супрематических элементов.
Почувствовать, посмотреть, подумать, послушать, почитать, поразмышлять…
Пройдя выставку до конца, нужно было вернуться в начало, чтобы выйти. Пока мы шли, то заметили, что пропустилb один зал. Экспозиция настолько большая, как и искусство XX века, что нужно возвращаться туда несколько раз, чтобы посмотреть всё. На этой выставке каждый точно сможет найти что-то своё. Разнообразие видов искусства завораживает. Если вы хотите почувствовать, посмотреть, подумать, послушать, почитать, поразмышлять, то вам именно сюда.