В арсенале свежесобранного журналиста должны быть: опыт проведения интервью, навык писать любой текст с нуля, умение вести прямой эфир… Только где получить этот замечательный комплект, скажем, первокурснику? На ознакомительной практике? В перерывах между парами? — На интенсивах Лаборатории медиа!
В центре Москвы уютно расположилась Международная ассоциация студенческого телевидения и Первый студенческий телеканал. Каждый год они начинают призыв молодых медийщиков на образовательные интенсивы — пятидневную программу серьёзной закалки журналиста. За неполную неделю редакция из 25-30 человек создаёт пять масштабных, сочных медиапродуктов с нуля – есть только идея, профессиональное оборудование да матёрые контент-мейкеры вокруг.
С первого дня участники разбиваются на команды и работают по своим направлениям, которых всего четыре.
Лонгриды
Эта редакция лучше всех знает, что такое сторителлинг. Найти героя, записать его историю и назвать это контентом нельзя; нужно придумать нарратив, драматургию, сделать свои мультимедиа и с самого заголовка зацепить человека на путешествие длиной в двадцать минут. На моей смене (вторая неделя интенсивов) разговор был о ремёслах и ручном труде – ребята нашли себе в герои модного деда, мастера по бубнам и гончара. Этот мануфактурный калейдоскоп они уложили в лонгрид – со своим дизайном, инфографикой, иллюстрациями. Там даже запись выступления с бубном есть.
Подкасты
В самой тихой студии, как правило, больше всего шума. Пока посажённый звукорежиссёр поймёт все тонкости аппаратной настройки, ведущий может сойти с ума от звука собственного сопения в наушниках. В звукозаписи есть своя романтика – понимаешь ценность не только слова, но и всякого вздоха, который уловит микрофон. Эту ценность понимает монтажёр и редактор – первый режет дорожку, а второй говорит, где подрезать ещё. Я сидела со своим редактором плечом к плечу (хотя лучше “наушник к наушнику”) где-то часов шесть, прежде чем у нас была готова первая чистовая версия подкаста. После недели работы на этом направлении комната с поролоном стала мне вторым домом, а Audition – ручной собачкой.
Инфоролики
На инфоролики и шоу идёт самый серьёзный отбор – создание видеоконтента предполагает наличие неплохих навыков съёмки, монтажа, обработки видео и пост-продакшн. Пару дней почти всей редакции может не быть в Лабе, когда команда выезжает на съёмки героев со всем нужным оборудованием. Эти марш-броски могут затягиваться до позднего вечера – география поездок не ограничена, когда на кону контент. Потом редакция проводит поздние вечера за мощными компьютерами медиацентра, чтобы корпеть над монтажом и моушн-дизайном.
Youtube-шоу
Сюда хотят все. Это самая большая редакция с амбициозными, выдающимися участниками. Всегда в тренде, с хитовой музыкой в редакции и очередной идеей челленджа для ролика, ютуберы для своего контента работают больше всех. Пространства для креатива на этом направлении больше всего – своя съёмочная площадка, оригинальный реквизит, профессиональные камеры и полная свобода действий.
Если во время работы участники интенсива не могут сами справиться, например, с оборудованием, их всегда готовы подхватить мастера и кураторы Лаборатории медиа. На каждом направлении в нужном русле проводится свой ликбез – на подкастах, например, во время первой записи студию настраивал звукорежиссёр медиацентра. Люди в Лабе действительно опытные – прямой эфир нам организовывал человек, работавший в “Останкино”. Кстати, о прямом эфире.
Секретная ачивка
Пятый медиапродукт – ток-шоу Лаборатории медиа. На него попадают только те, кто вовремя завершил свою часть работы на направлении и хочет стать участником большой машины под названием “прямой эфир”.
Ведущий должен пройти жёсткий кастинг; нужно ещё где-то шесть операторов, звукорежиссёр, шеф-редактор, титровальщик, режиссёр и его помощник. Контролировать эфир в аппаратной и (не) дрожать как осиновый лист при виде мгновенного эффекта от каждого твоего действия… Ощущения непередаваемые.
После закалки ток-шоу интенсивам приходит конец конец. Официальное закрытие, поздравления, тёплые прощания, обмен контактами, последняя ночь в хостеле. Кто-то улетает сразу после закрытия, кто-то утром. Груз полученного опыта и эмоций отпускает только в самолёте – распускается ярким воспоминанием для уставших, счастливых участников. Хорошая была неделя.
Подавать заявку можно каждый год. Участие бесплатное, нужно платить за билеты и питание. Следите за обновлениями в группе Лаборатории медиа!