Автор статьи: Екатерина Виноградова
Весна — самое важное время для любого олимпиадника, ведь именно сейчас проходят заключительные этапы Всероссийской Олимпиады Школьников. На ребят, которые прошли в сборные, возложены большие надежды. Именно они будут представлять свой регион в такой ответственный момент. Также для учеников проводятся специализированные программы, где лучшие педагоги нужных областей науки и искусства делятся своим опытом. Говоря о школьниках Московской области, помощь в подготовке к заключительному этапу им предоставляет образовательный центр «Взлет». Давайте узнаем чуть больше об олимпиадном движении и поговорим с участниками программ.
Для чего нужно участвовать в олимпиадах?
Олимпиады ВсОШ дают школьникам множество возможностей для самореализации. Задания уровня с 4 по 8 класс помогают детям расширить свой кругозор, заинтересоваться в каком-то предмете. Олимпиада проходит по 24-м предметам. Школьники, пишущие работы за 9, 10 и 11 класс, обладают большими привилегиями.
«Формирование олимпиадного сообщества — одна из важных задач сферы образования. Будущие ученые, инженеры, художники, спортсмены, показывающие высокие результаты, должны получать поддержку со стороны государства, в том числе финансовую» — прокомментировала вице-губернатор Московской области Ирина Александровна Каклюгина.
Дело в том, что ученики из Московской области, которые прошли на заключительный этап Всероссийской олимпиады, могут претендовать на денежные выплаты: победители получают 500 тысяч рублей, призеры 300 тысяч, а участники 100 тысяч. Также обладатели заветного диплома ВсОШ могут претендовать на бесплатное обучение в элитных школах Подмосковья.
Но и это не все! Победители и призеры заключительного этапа ВсОШ могут поступить на бюджет в вузы по профилю даже без учета ЕГЭ и внутренних испытаний или получить 100 баллов по предмету на ГИА.
Что дает «Взлет» ученикам, которые приехали на олимпиадную смену?
«Взлет» был создан в 2019 году по модели «Сириуса» — федерального образовательного центра в городе Сочи. Базой для учебной организации стала гимназия им. Е. М. Примакова, на территории которой дети живут, питаются и изучают что-то новое.
Вот, как говорит о «Взлете» директор гимназии им. Е. М. Примакова: «В Подмосковье много талантливых школьников, которые уже проявили себя на интеллектуальных состязаниях. И наша задача — максимально вложиться в них. У нас работают сильнейшие педагоги и тренера, которые не только готовят победителей, но и поддерживают ребенка».
В образовательном центре «Взлет» проходят профильные программы по подготовке к олимпиадам, в том числе и к ВсОШ. За недельную смену ребята повторяют важную теорию, решают задания, разбираются в сложных моментах, учатся правильно доказывать свою точку зрения.
«Изучение теории осталось позади: участникам предстояло решать задачи, разбираться в сложных, запутанных аспектах науки о языке, переводить древнерусские тексты. Главная цель программы — выработать навык решения задач, научить всестороннему анализу языковых единиц, фактов » — рассказала о подготовительной программе тренер олимпиадой сборной Московской области по русскому языку Ольга Максимовна Алексеева.
Давайте узнаем мнение самих участников программы.
- Благодаря своим знаниям и упорству, ты смог (-ла) пройти на заключительный этап ВсОШ. Что ты сейчас чувствуешь? Ощущаешь ли ответственность за свой результат?
Татьяна Лихачева, член сборной по русскому языку: Сейчас чувствую большую ответственность, хочется достойно выступить и не подвести сборную области. А еще у меня есть необходимость повторить все-все-все и еще больше.
Иван Дергаев, член сборной по русскому языку: В этом году я потратил очень много сил и времени на подготовку к олимпиадам. Это правда важный этап, который хочется написать настолько хорошо, насколько получится. Думаю, что сделаю все, зависящее от меня, даже в стрессовых условиях.
Ольга Чеснокова, член сборной по биологии: Я горжусь собой и своим результатом. Я трудилась не зря. Благодарна своим наставникам, а особенно родителям, которые поддерживали меня и помогали совместить учебу в школе, сборы и олимпиады. Ощущаю ответственность перед заключительном этапом только перед собой. Я не сдамся и сделаю все, что смогу.
- Считаешь ли ты правильным участвовать в олимпиадах по различным предметам или стоит углубить знания только в своем профиле?
ТЛ: Правильно/неправильно — не совсем хорошая характеристика. Каждый выбирает свой путь. Я знаю тех, кто успешно учит 3-4 предмета, и тех, кто сосредоточился на одном, оттачивая свое мастерство. Когда я только начинала участвовать во ВсОШ (с 5 класса), я пробовала все предметы. В старших классах я сосредоточилась на тех предметах, что нужны мне для поступления. У каждого в олимпиадном мире свой путь, свои предметы и свой идеал.
ИД: Я искренне восхищен теми ребятами, которым удается совмещать подготовку к нескольким предметам. Особенно, когда эти предметы совершенно не связаны друг с другом. Кажется, я бы так не смог. Но думаю, что каждый сам вправе решать, готов ли он заняться сразу несколькими профилями.
ОЧ: Я считаю, что нельзя зацикливаться только на своем предмете и не обращать внимание на другие, в том числе и несмежные с ним предметы. В принципе, написание олимпиад очень полезно. Принимать участие в соревнованиях только по своему профилю неправильно: нужно искать себя во всех предметах. Никто в юном возрасте точно не знает, к чему у него большая склонность и кем он хочет стать. Всегда нужно сравнивать и в итоге найти то, что приносит удовольствие.
- Наверняка, ты слышал (-а) про устоявшийся в кругу «всероснутых» мем: «Я ботаю. Добавь к себе на стену, чтобы никто не думал, что ты хорошо проводишь время». Это правда, что учеба занимает так много времени? Как выглядит обычный день участника заключительного этапа?
ТЛ: Да, этот мем есть и на моей стене, чтобы не думали, что я хорошо провожу время. Подготовка занимает все мое время. Сидишь на парах, после ищешь материалы, готовишься к следующим занятиям, решаешь старые комплекты заданий, читаешь, снова сидишь на парах. Словосочетание «свободное время» кажется чем-то невероятно нереальным. У олимпиадников нет выходных — по субботам олимпиады, нет каникул — в это время ты обычно на смене. Поэтому да, учеба и самоподготовка занимает все время.
ИД: Да, в последнее время моя подготовка занимает достаточно много времени: в среднем по 4-6 часов в день занимаюсь русским языком. Не то чтобы это отвратительно или неприятно. Часто учить интересно. Но, если честно, это требует много сил. Сейчас мой день выглядит примерно так: в первой половине дня (с 11 до 16 дня) решаю задачи и читаю теорию, чтобы заполнить пробелы, потом стараюсь погулять или отвлечься на спорт, чтобы дать мозгу отдохнуть. Вечером могу еще что-нибудь лингвистическое почитать.
ОЧ: Учеба в моей жизни и вправду занимает очень много времени. В первой половине дня я занята в школе, а после начинаются кружки и секции по подготовке к олимпиадам различного уровня. Вечером делаю уроки и «ботаю». Свободного времени остается немного.
- Многие ученики в самом начале своего пути сразу же сдаются, полагая, что хуже других. Как не потерять мотивацию к учебе?
ТЛ: Сдаваться нельзя, необходимо поставить цель и идти к ней. Олимпиады не для тех, кого нужно мотивировать. Никто не обязан напоминать, пинать или заставлять. Ты либо осознаешь, что это то, чему ты посвящаешь жизнь в этот период и готовишься к трудностям, либо никогда не достигаешь успеха. Лучший отдых — смена деятельности. Устал ботать один предмет? Переключись на другой. Устал от одного типа заданий? Почитай книгу, послушай подкаст. Если кого-то это пугает на начальных этапах, то надо понимать: на более сложных этапах еще страшнее будет.
ИД: Знать, для чего работаешь и стремиться сравнивать себя с собой в прошлом — вот, что дает стимул. Это сложно в рамках олимпиад, но нужно стараться! Ну и любить то, чем занимаешься — если бы диалекты не приносили мне детского восторга, я бы вряд ли был готов изучать их так подробно.
ОД: Нельзя начинать свой путь в олимпиадном движении, сравнивания себя с другими. Нужно заниматься своим предметом не для того, чтобы стать лучше в глазах окружающих, а для себя. Участвуя в олимпиадах, ты приобретаешь новые навыки. Всегда нужно четко представлять, что тебе это даст. Тогда появится стимул, чтобы не терять мотивацию к учебе.
- За что ты благодарен (-на) центру «Взлет» в своей подготовке к олимпиадам?
ТЛ: Я благодарна «Взлету» за мою подготовку к олимпиаде разного уровня. Теория, практика, комфортные условия и максимально ориентированные на нас преподаватели. Все, о чем может мечтать олимпиадник, есть во «Взлете».
ИД: За круг единомышленников и чудесных людей! И, конечно, за системную подготовку. Без «Взлета» заниматься олимпиадами было бы гораздо тяжелее: без круга ребят со схожими интересами и полезных лекций по всем темам русского языка.
ОЧ: Я благодарна «Взлету» за то, что дает возможность встретиться с очень хорошими педагогами, получить опыт от практических занятий, которые не везде проводятся, поговорить с единомышленниками и даже отдохнуть. Спасибо центру за его уютную атмосферу.