Read Time:5 Minute, 32 Second

На протяжении трёх месяцев каждый понедельник всех российских школьников начинается с “Разговоров о важном”. Как новый образовательный проект успел зарекомендовать себя за это время?

 

Что такое разговоры о важном

20 июня 2022 года на заседании общества «Знание» было объявлено о новом образовательном проекте. Позже ему дали название “Разговоры о важном”. Одной из возможных предпосылок такого нововведения можно считать беспокойство Российского правительства. Они считают, что школьники могут быть подвержены влиянию недостоверной информации со стороны европейских СМИ. Об этом сказал Дмитрий Песков в интервью телеканалу РБК:

«Если мы не будем говорить с нашими детьми, если наше государство не будет говорить с нашими детьми, то с ними будет говорить другое государство. Этого допустить мы не имеем права и не должны.»

Методические пособия для “Разговоров о важном” в партнерстве разработали институт Российской академии образования и начальник управления президента по общественным проектам Сергей Новиков.

Минпросвещения РФ сделало проведение “Разговоров о важном” обязательной работой для всех классных руководителей. Эти занятия проходят каждый понедельник во всех школах с 1 по 11 класс. Пропускать или игнорировать такие уроки нельзя — дети обязаны их посещать, так как они включены в школьную программу. Ответственность за проведение и посещаемость возложена на классных руководителей. После каждого урока они заполняют «Дневник классного руководителя», который создан для наглядной отчёности перед руководством.

Для успешной реализации проекта для классных руководителей даже организовали курсы по повышению квалификации. На сайте академии Минпросвещения России сказано, что она “реализует обучение классных руководителей школ и кураторов групп организаций среднего профессионального образования по новой программе повышения квалификации «Разговоры о важном»: система работы классного руководителя (куратора)».”

 

Выбор тем

Темы “Разговоров о важном” крайне разнообразны. Со школьниками ведут беседы и об атомных ледоколах, и о пожилых людях, и об искусстве. План тем для всех учеников един, но методические материалы разделены для 1-2х, 3-4х, 5-7х, 8-9х,10 и 11 классов, а также колледжей и техникумов. Для учеников каждого возраста эксперты разработали отдельный сценарий урока. Согласно информации на сайте госзакупок, производство комплектов образовательных материалов для проведения “Разговоров о важном“ обошлось институту Российской академии образования в 22 млн рублей.

Некоторые из уроков разработаны совместно с образовательными организациями и проектами. Так, 1 сентября подростков познакомили с проектом “Россия страна возможностей” – информационной платформой из 26 конкурсов, проектов и олимпиад. А материалы по октябрьской теме “Россия – мировой лидер атомной отрасли” разработала команда ежегодного просветительского проекта “Атомный урок” программы Homo Science.

Все темы сентября были в открытом доступе и каждый желающий мог посмотреть сценарии к урокам. Первый урок прошёл и методические материалы к нему остались на сайте. Однако методички следующего урока перестали отображаться. А уже 6 сентября можно было увидеть на сайте изменённое содержание методических материалов к этому уроку. Это можно связать с недовольством выбором тем со стороны некоторых родителей. Их протест усилился, когда они узнали, что на уроке “Что мы Родиной зовем?”, учащиеся 5–7 классов должны выполнить творческое задание о специальной военной операции. А в сценарии к уроку было написано, что «проявления подлинного патриотизма мы видим и сегодня, прежде всего при проведении специальной военной операции».

Подобное взволновало не только родителей. 30 августа Альянс учителей движение “Мягкая сила” опубликовали открытое письмо, в котором призвали педагогов и родителей школьников бойкотировать патриотический проект “Разговоры о важном”. Полный текст заявления был опубликован в Telegram-каналах организаций.

“Мы уверены, что настоящий патриотизм не воспитывается в атмосфере ненависти, страха и обязаловки. Патриотизм можно привить только своим примером: занимаясь благотворительностью, оберегая природу, изучая и сохраняя историческое  наследие. И делать это должны родители, а школа должна помогать, а не мешать. Это прежде всего дело родителей, а не чиновников”, — сказано в заявлении организаций.

После этого из методички исчезло творческое задание о СВО. Однако нельзя утверждать, что тему спецоперации не затронут в будущем. 12 сентября Сергей Кравцов прокомментировал изменения в методических материалах:

“Кто-то говорил, СВО исключили. Ничего не исключили, это просто мы всё, что касается содержания по специальной военной операции, решили не в один урок делать, а по урокам распределить в течение всего учебного года”.

 

Идеологическое влияние “Разговоров о важном”

В каждой школе урок “Разговоры о важном” проводят по-разному, хотя и существует общая структура с поднятием флага и разбором темы с сайта razgovor.edsoo.ru. Учителя, по словам Кравцова, на этих занятиях должны «не просто рассказывать, а вовлекать детей в обсуждение». Из рассказов учеников можно понять, что некоторые преподаватели действительно стараются привлечь учеников играми и интерактивами, которые позволяют детям активно участвовать в разборе темы. Так, в московской школе №345 имени А. С. Пушкина на одном из уроков “Разговоров о важном” учителя провели поле чудес.

Психолог Людмила Петрановская в своём интервью одному из журналов высказала мнение о влиянии таких патриотических уроков на детей:

“Тем, как преподавание идеологии влияет на детей, я профессионально не занималась. Но у меня есть опыт человека, который вырос в СССР со всеми соответствующими лозунгами, политинформацией и линейками, и я знаю, что от всего этого в головах детей остается очень мало. Чем более настойчиво, обязательно и бездарно это преподается — а это обычно бывает именно так, — тем больше это вызывает отторжения и отвращения. С другой стороны, когда взрослые сами не верят в то, что говорят, и делают это лишь потому, что «надо», дети такие вещи очень хорошо чувствуют. Поэтому я очень сомневаюсь, что эти уроки сработают так, как задумано. Хочется сказать пару ободряющих слов тем, кто в ужасе от того, что их детей индоктринируют имперством и милитаризмом — нет, «в лоб» это не работает.”

Даже среди правительства существует подобное мнение. Никто не собирается слепо верить в быстрое и удачное выполнение всех имеющихся задач:

“Все же зависит от людей, это человеческий фактор. Там, где это превратится в профанацию, это не будет работать. <…> Делать что-то для галочки с этим молодым поколением бесполезно”, — заявил Песков.

Как только информация о введении новой внеурочной деятельности дошла до общественности, некоторые родители начали беспокоится о том, что на инакомыслящих детей начнут “охоту”. Однако политолог Екатерина Шульман поспешила заверить что всё не зайдёт так далеко:

“Не запугивайте детей черезмерно. Всё таки не надо создавать в своем воображении какую-то жуткую картину, в которой ребёнок сказал что-то не то и сразу же всех потащили в кутузку и родителей отправили в ГУЛАГ, предварительно лишив родительских прав. Ну, нет таких случаев и не будут этим школы особенно заниматься.”

(ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.)

Правительство нашей страны всё с большим рвением стремится осуществить в России идеал традиционных ценностей не только с помощью законов, но и образовательных проектов. Спустя три месяца школьники уже привыкли посещать “Разговоры о важном”, а учителя приспособились к работе с методичками и сценариями. Тревогу эти занятия вызывают, в основном, у родителей, которые не хотят, чтобы их детям говорили о героях-патриотах, которые участвую в специальной военной операции. Однако и им  вскоре придётся смириться с нововведением.

About Post Author

admin

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Предыдущая запись Мам, я в Тик-Токе учусь! Топ-9 образовательных каналов
Следующая запись Пионерия в СССР: что было лишним, а чего не хватает сегодня?