Read Time:9 Minute, 9 Second

Павел Сурков писатель,продюсер, архитектор образовательных экосистем, автор курса МАМ (Метод ассоциативного мышления), основатель «Новой школы литературы», заведующий кафедрой продюсерского факультета Института кино и телевидения (ГИТР) и преподаватель в Институте Государственной Службы и Управления(ИГСУ) РАНХиГС рассказал нам о продюсировании, журналистике и как связаны эти две гуманитарные профессии.

1. Когда вы решили стать продюсером и почему? Как изменилась Ваша жизнь после этого?

Это произошло довольно спонтанно. Я много лет занимался разными вещами в области того, что называется art & media, писал разные статьи, играл музыку – в общем, увлекался разнообразными творческими активностями, как, думаю, и все молодые люди.

А потом я понял, что интереснее быть не внизу пищевой цепочки, и в этот момент я начал заниматься тем, что начал сам организовывать разнообразные активности, а не учствововать в чужих. Я стал делать то, что мне хотелось: хочу – снимаю кино, хочу – делаю телепрограмму или радиопередачу, хочу – делаю какое-нибудь СМИ, электронное или обычное.

А самое главное решение было мной принято, когда мне было 29 лет. Я дал себе обещание, которое держу до сих пор. Оно звучит так: ни единой минуты в своей жизни не заниматься делами, которые ты не любишь, которые тебе не нравятся.

2. Какими были Ваши первые шаги в этой профессии?

Я начинал работать как пресс-секретарь, пресс-агент разных больших мероприятий, а потом понял, что мои функции выходят за пределы PR, что я делаю чуть больше. Уже начинаю в мероприятиях менять что-то сам. Это и называется продюсированием.

Например, ты играешь как музыкант, а потом понимаешь, что тебе не очень интересно ездить на гастроли в качестве музыканта. Тебе интересно что-нибудь самому делать. И ты начинаешь общаться с разными людьми в тех городах, где гастролируешь. Спрашиваешь, как тут у вас все устроено, какие есть концертные залы, на каких условиях здесь можно поиграть, кто у вас вообще здесь ходит на концерты… Ага, все понятно! Давайте-ка здесь мы кое-что придумаем – позвоним моим знакомым музыкантам, сделаем чуть больше, чем просто концерт, сделаем что-то типа фестиваля… Вот так оно и срастается постепенно.

3. Расскажите про свою рабочую обстановку и сам процесс?

Рабочий процесс у меня не останавливается ни на минуту, я работаю 24 часа 7 дней в неделю. Что я делаю? Я думаю (смеется). Что-то придумываю, фиксирую идеи и дальше начинаю прикидывать, могу ли я эти идеи воплотить и чего мне это будет стоить. Если я понимаю, что это возможно, то берусь лихорадочно за телефон или за компьютер и начинаю собирать команду под воплощение. Это первый вариант. Второй вариант – это когда мне приходит запрос, то есть мне звонят и спрашивают, могу ли я для кого-то что-нибудь сделать. Тогда я тоже начинаю думать, с кем я это буду делать. Все в любом случае упирается в команду

Плюс есть еще обязательные вещи, это дисциплина из области эрудиции. Я стараюсь читать по одной книге в день и смотреть по одному фильму в день. Выделяю на это время, потому что я должен понимать, что происходит в киноиндустрии, музыкальной индустрии, литературной индустрии и так далее. Надо быть в курсе, в теме, в контексте. Без этого никуда.

И третье – обязательная литературная деятельность, потому что я продолжаю писать разные книжки. Часа два я выделяю в день на это. Ну и есть еще студенты, но это согласно расписанию.

То есть в основе всего лежит жесткий распорядок, который я стараюсь контролировать. У меня есть записная книжка, так называемый кондуитик, где я все записываю. Вот по нему и живу.

4. В чем секрет успеха в продюсировании?

Эрудиция. Я всегда это повторяю: чем больше ты понимаешь про окружающий мир, про сегодняшний момент и про «вообще», тем тебе легче. У тебя есть наработанная эрудиция, инструментарий, который ты сам выхватываешь из разных областей. В итоге из этого ты можешь сложить образ результата, понять, какие ресурсы тебе нужны для него.

То есть чем больше вы будете знать – тем больше вы будете понимать. Чем больше вы будете понимать – тем быстрее вы будете ориентироваться, тем системнее вы научитесь мыслить. Системное мышление и эрудиция – вот то, что необходимо.

5. Самое большое достижение и жуткий провал?

Самое большое достижение – ученики. Это действительно самое большое достижение, потому что, когда ты передаешь то, что умеешь, другим людям, это дорогого стоит. Задача, которую я перед собой ставлю в ближайшие годы – чтобы не посрамили, а улучшались, становились лучше, чем я. Это будет для меня самым большим достижением.

Самый большой провал? Хм, надо подумать… А, вот, знаю. Я когда-то хотел снять большое кино и я его снял, документальный сериал про историю рок-музыки в России. Я уверен, что это было бы стоящее кино, там был очень хороший сценарий, хороший материал, но, к сожалению, это кино никто не захотел купить, ни один из отечественных каналов и ни один из показчиков. Сейчас я понимаю, что история рок-музыки просто не интересна современному зрителю. А тогда я еще не понимал, что об этом нужно рассказывать по-другому. Меня многому научила работа над этим фильмом, но то, что он не вышел, конечно, грандиознейший провал, и финансовый в том числе. Но главное – я понял, как в киноиндустрии все устроено. И уже спокойно мог дальше двигаться в этой области.

Можно не выпустить кино, потерять много денег, но ты учишься – и совсем не обидно. Провалы – это хорошая вещь, они дорого обходятся, но потом ты минимизируешь затраты на чем-то другом. Опыт помогает.

6. Вы преподаете на факультете журналистике отделения продюсирования в РАНХИГСе, а ранее вы сказали, что студенты – ваше главное достижение, но ученики бывают разные. Есть еще выражение «свою голову не приставишь».

Любой человек обучаем. Как говорил один мой преподаватель – ты перестаешь учиться тогда, когда тебя выносят ногами вперед… И то не факт – добавляю я. Любой человек обучаем, но вы желание свое ему не присвоите. У кого есть желание, у того и скорость обучения будет выше, а у кого нет, она будет или нулевой или очень медленной. Моя задача – транслировать, а как это воспримут, уже не от меня зависит.

7. Ребята учатся на факультете журналистики, но при этом занимаются продюсированием. Как, по Вашему мнению, связаны эти профессии?

Конечно, 90% того, что делает продюсер, это общается, то есть коммуницирует, он работает со словом. Лучше, чем на факультете журналистики, нигде вас учить этому не будут. Если вы пойдете, например, в филологи, то вас будут учить работать с текстом, не со словом. А нам

необходим именно процесс коммуникации, как правильно достучаться до контрагента, как устроен медийный мир, потому что продюсерам с миром медиа тоже работать придется. А этотмир он довольно изменчив, он не всегда приятен, признаемся честно, иногда довольно мерзок, но ничего не поделаешь. Надо в нем разбираться, ориентироваться – и иногда его менять.

И все это часть журналистской профессии, от этого никуда не деться, в том числе и от того, как вы будете рассказывать о себе другим людям, а это важно – уметь объяснить что-либо кому-либо.

Если бы это запустили, например, при юридическом или экономическом факультете было бы хуже. Так, во многих вузах тоже преподают продюсирование, но там учат считать деньги. Это полезное умение, но оно производное. Хороший продюсер наймет себе бухгалтера, и он все посчитает. Я по первой профессии юрист, но не буду заниматься в проектах правовыми вопросами. Я найму хорошего юриста, не себя. Ты не можешь одновременно выполнять все роли, это беда многих проектов. Нельзя все делать одинаково хорошо. Умей делегировать – этому я, кстати, тоже учу.

8. Чему полезному может научить продюсер журналиста и наоборот?

Как у нас обычно работают журналисты? Сейчас человек думает, что как только он умеет писать три связанных предложения – он уже журналист. Как говорится: «Каждый суслик – агроном». Сейчас профессия журналиста во многом «размазалась», прежде всего – с появлением блогов, социальных сетей.

Часто ты залезаешь в социальные сети -а там огромная статья Васи Петрова про его любимую группу «Кино». Видишь паблик во Вконтакте, посвященный этой группе, где Вася Петров написал большую статью про группу «Кино», но – неграмотным языком, плохо. А Вася-то гордится собой! Это же – статья! Ей поставили 500 лайков и Вася уже чувствует себя журналистом, но Вася ни капли не журналист!

Любому кажется, что после того, как он написал три строчки в блоге – то он уже журналист. И это размывает профессию, к сожалению, ведь профессия-то остается, и есть талантливые журналисты. Есть гениальные журналисты. Но в общем информационном потоке, который мы получаем, когда включаем компьютер, они теряются. Например, кто из молодого поколения читает Андрея Колесникова в «Коммерсанте»? Очень мало – а он один из лучших пишущих журналистов. Кто помнит имена Мостовщикова, Панюшкина, Соколова-Митрича? А это – высочайшие профессионалы своего дела. Тот же самый Юрий Дудь, прежде чем стал снимать свой Youtube-блог, реализовался как журналист в очень тяжелой области – спортивной.

Журналист может научить продюсера медийному чутью. У меня есть знакомые, которые занимаются социальными сетями. И когда я беру какой-либо проект, то я звоню и спрашиваю все – что там в соцсетях, что в тренде, что не очень? После такого разговора вероятность, что получится интересный, неожиданный продукт, возрастает в разы.

9. Вы также занимаетесь литературной деятельностью, была ли у Вас когда-либо журналистская практика? Считаете эту деятельность близкой к литературной?

Я занимаюсь ей постоянно. Открою секрет, я до сих пор сотрудничаю с одним из ведущих информационных агентств, с РИА «Новости». У меня регулярно выходит много публикаций, не могу оставить эту часть своей жизни, мне это нравится.

Я не очень телевизионный человек, но я фантастически люблю радио. Это прямой эфир, живой разговор, поэтому, когда меня зовут в какие-то радийные проекты, всегда соглашаюсь немедленно.

Я часто пишу, и я знаю, что я хороший стилист. У меня был классный опыт: когда вышел седьмой роман о Гарри Поттере, то я сидел на поттероманском форуме, и решил запустить утку. Ребята знали, что я работаю с англичанами по своим продюсерским проектам, был у них уважаемым дядей. И я решил их разыграть. Беру и говорю: есть восьмая книжка, и у меня через три дня будет глава. За три дня по-английски, я написал главу «восьмой книги Гарри Поттера» – под Роулинг, имитируя ее стиль, язык. И мне поверили. Получилось.

Многие хорошие писатели реализуются как журналисты – пишут для СМИ. Наоборот, из журналистов получаются интересные писатели. Например, Владимир Познер – у него есть несколько книг, они очень интересные, но видно, что они написаны не писателем, а журналистом – в жанре ретроспективного репортажа о собственной жизни. А есть Дмитрий Быков, который умеет делать прекрасные интервью как журналист, но при этом он и замечательный поэт и прозаик.

10. Советы молодым журналистам и продюсерам?

Читайте. Много читайте. Много смотрите, будьте пытливыми, будьте любопытными. В мире происходит очень -очень много всего, иногда все невозможно углядеть, но старайтесь заметить как можно больше.

11. Три правила по жизни

1. Бей – первым, смейся – последним. Если ты что-то выбрал, то ни на кого не оглядывайся, рви к цели. Вижу цель, не вижу препятствий. Еще одна поговорка: у носорога плохое зрение, но при его габаритах – это не его проблемы. Вот идите вперед, как этот самый носорог.

2. Никогда не теряй ощущение чуда. Ты каждый день соприкасаешься с чудом, это чудо нового дня, нового ощущения – каждый момент неповторим. Каждый вздох неповторим, каждое слово, каждый миг – это чудо.

3. Как я уже сказал – Ни единой минуты в своей жизни не заниматься делами, которые ты не любишь делать

Мне кажется с этими тремя кредо можно все сложности преодолеть и двигаться дальше.

 

Текст также опубликован на сайте journs.ru

About Post Author

admin

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Предыдущая запись «Неизвестный Берлин. Май 1945»
Следующая запись Иммунитет и вакцина — это вопрос времени: медики о коронавирусе