Read Time:5 Minute, 51 Second

День Военно-морского флота России – это праздник, отмечающийся каждое последнее воскресенье июля, начиная с 2006 года. В этом году россияне отметили его 26 июля.

Мне удалось поговорить с одним из представителей Военно-морского флота, подводником, капитаном 1-го ранга Военно-морского флота РФ, в настоящее время в отставке, Михаилом Ступницким. Герой интервью сегодня – Ученый секретарь НИИ радио им. М.И. Кривошеева, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, член-корреспондент Российской академии естественных наук, заслуженный работник связи и информации РФ.

Мы обсудили значение профессии моряка, опровергли некоторые стереотипы о военной службе, обговорили трудности трудового пути и то, как удалось стать из военного моряка ученым.

Что для вас значит День Военно-морского флота?

Для меня это праздник любимой профессии, которая стала смыслом моей жизни: большей и лучшей ее части.

Можете рассказать о профессии военного моряка?

Она предполагает, на мой взгляд, две основные вещи, из которых вытекает множество других: любовь к своей профессии и тяжелый повседневный труд, имеющий весомый смысл и для моряков, и для Отечества, которому все мы служили и служим. Флот многогранен, состоит из различных сил и соединений. У всех разные задачи, но объединяет их одно: защита интересов и безопасности России во всех акваториях Мирового океана.

Как вы пришли к тому, что хотите быть моряком и служить на флоте?

Первая мысль стать моряком возникла тогда, когда я в Петербурге, тогда еще Ленинграде, впервые увидел парад в День Военно-морского флота в 1965 году. Загорелся. Мне понравились перспективы, которые я мог себе нарисовать в меру понимания флотской службы в то время. Идея прошла непростые испытания в последующем, нужно было проявить определенную настойчивость, чтобы решение было воплощено в жизнь.

Какие испытания пришлось пройти?

Самые разные, начиная с того, что, сами понимаете, любой выбор испытывается на прочность. В моей семье все были против того, чтобы я был военным вообще. Мне, как отличнику, рисовали совсем другое будущее на ином поприще. Это не подействовало. Второе испытание – медицина. В мой выпуск сразу оканчивали школу десятые и одиннадцатые классы. Были очень большие конкурсы, очень жестко соблюдались все требования, в том числе и по здоровью. У меня от волнения подскочило давление, поэтому был признан негодным для поступления в училище, не был допущен. Я настоял на госпитализации и обследовании, в конечном счете, все же поступил в Высшее инженерное морское училище им. адмирала С. О. Макарова на факультет радиоэлектроники.

Насколько тяжело давалось обучение?

Любое обучение, если к нему относиться серьезно, – тяжелая работа, непростое дело, поскольку приходится осваивать много разных областей знаний, сочетать теорию, например, изучение системы мореплавания, подводных лодок, с практическими отработками и формированием реальных навыков. Кроме того, в училище учебу приходится сочетать с военной службой, предполагающей строевые занятия, наряды, стрельбы и т.п. Поэтому процесс обучения достаточно непростой.

Почему именно подводная лодка?

Если говорить о военно-морской службе, то я ее себе видел исключительно на подводной лодке. Это было связано, во-первых, с тем, что я так хотел, а это иррациональное состояние, во-вторых, школу я заканчивал в Обнинске и поэтому общался с представителями этой профессии. Однажды, – это было уже после окончания училища, – даже предлагали службу на берегу, на надводных кораблях, но я отказывался и ждал вакансии на подводной лодке. Через месяц мне предложили должность на девятой эскадре подводных лодок Северного флота.

Чего вы ожидали от военной службы?

В первую очередь, плох тот солдат, который не мечтает быть генералом.

Я хотел стать мастером подводной войны.

Такого официального звания не существует. Я просто хотел быть опытным, грамотным, неуязвимым морским волком, который прекрасно управляет своим кораблем, выполняет свои задачи и не достижим для противника. Если говорить о служебном росте, хотелось командовать дивизией подводных лодок или даже флотом. Вот так это виделось.

Каким было боевое крещение? Первое боевое задание?

Моряки говорят: «Как только ты отдал швартовые, ты уже вступил в бой». Это чистая правда. Только противник твой – стихия, именуемая океаном. С ней приходится бороться постоянно. Наша задача – научиться противостоять ей и в то же время жить с этой стихией. Море надо любить, тогда оно иногда может быть будет любить тебя. А без этого и собственно боевую задачу выполнить очень непросто.

Были какие-то страхи, которые приходилось преодолевать?

Дело в том, что страхи бывают тогда, когда возникает внештатная ситуация. Точнее, в конце какого-либо происшествия, когда все заканчивается благополучно, просто от мысли, что могло произойти, если бы ты не справился. Во время нештатной ситуации твоя задача – действовать быстро, четко и точно. Бояться некогда. Перед выходом в море страхов нет. Ты же выполняешь дело, которое знаешь и любишь. И с тобой твоя команда, экипаж. А вот что действительно приходится преодолевать – это проблему выбора при принятии тех или иных решений. Но это – часть (и очень важная) военной службы, особенно на командных должностях.

Жизнь военного человека представляется очень строгой: не должно быть никаких отступов от указаний. Так ли это?

Я не согласен с таким пониманием военной службы, что там нет ни шага влево, ни шага вправо. Да, все по команде – это правильно. Да, приказ – это закон. И первое, что должен усвоить любой военный человек, – опыт предшественников, который оплачен кровью или тяжелыми последствиями для людей. Именно отсюда вытекают правила. А с другой стороны, как вы себе представляете человека, который всегда действует так, что понятно любому противнику, по шаблону?

Знать правила – не значит им слепо следовать, а значит творчески их применять, развивать, исходя из условий конкретной ситуации. Правила иногда нужно писать самому.

Ты тоже копишь опыт, знания, которые ты передаешь тем, кто будет после тебя.

Вы оказывались в таких ситуациях, когда самому приходилось писать правила?

Да.

С какими трудностями вы столкнулись во время службы?

Смотря что подразумевать под словом «трудности». Были те, что связаны с семьей и разлукой, когда остается жена с маленькими детьми на берегу. Следующая проблема была связана с профессиональным ростом, который требовал учебы без отрыва от выполнения текущих задач службы. Третья проблема – быт. Приходилось часто переезжать, решать вопросы квартирные, устройства детей в школу. Все эти трудности – общая для всех военных особенность.

Вы начали говорить про карьерный рост. Как военные продвигаются по карьерной лестнице?

Всегда по одному базовому принципу: профессиональный рост и профессиональная готовность к замещению вышестоящей должности. Все сейчас могут улыбнуться и сказать: «Да, конечно! Сын адмирала должен быть адмиралом. Вот вам и принцип карьерного роста!» Я не хочу это отрицать. Люди есть люди. Если говорить о принципах, то ситуация с «сыном адмирала» – исключение из этого принципа. И, надо сказать, далеко не всегда – неприятное исключение. Пример – флотская династия Касатоновых. Это моряки высочайшей квалификации и настоящие патриоты.

Сейчас что вы можете сказать о том, насколько оправдались ожидания от службы?

Они оправдались лишь отчасти. Что-то пошло не так, как я хотел. Так или иначе я попал на направление, связанное с радиоэлектронной борьбой, а в рамках этого направления – и в военную науку. Отсюда мои ученые степени и ученые звания. В науке, связанной с отраслью «Связь», я работаю и в настоящее время. Так что линия службы довольно круто отошла от ожидавшейся траектории, но, оглядываясь назад, нельзя сказать, что все сложилось неудачно. Отнюдь.

Что можете посоветовать молодым моряками?

Могу посоветовать только одно:

целенаправленно и настойчиво становиться опытными моряками.

Не только книжки читать (хотя, безусловно, читать), но и брать на себя ответственность решать практические задачи, прислушиваясь к опыту предшественников и понимая, что правила иногда нужно писать самому.

 


Редактор текста – Вероника Заруба

About Post Author

admin

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Предыдущая запись МЕСТО, ГДЕ ОБИТАЮТ СМЫСЛЫ
Следующая запись Выше головы: как справиться с тем, что не удалось поступить в топовый вуз