Read Time:3 Minute, 16 Second

«Вы это вы? А если я скажу, что это неправда?»

 

В одном человеке практически всегда совмещены несколько разных личностей и масок, но все их  невозможно показать одновременно на публике. Выходит, что люди никогда не раскрывают другим себя настоящих. Любительский театр “Лирика” довольно доступно и понятно изложил в репликах и амплуа такую непонятную, на первый взгляд, философскую мысль.

С потолка сцены капает вода. Это сперва напоминает пытку, когда заключенному в течение долгого времени по одной капле падает на голову вода, сводя его с ума, после этого он готов раскаяться в содеянном, только бы убрали воду. И вот появляется режиссер в коричневом пиджаке, темной водолазке. Именно так начинается постановка пьесы Луинджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора». Актеры приходят в театр на репетицию. Неожиданно в зале появляются шесть  персонажей. Они выглядят потерянными в прямом и переносном смысле. Их лица бледные, глаза печальные и стеклянные, взгляд то и дело останавливается в одной точке.

Суть произведения в том, что шесть персонаже – Отец, Мать, Падчерица, два сына и дочь – рассказывают трагическую историю своей жизни, ожидая помощи режиссера и актеров. Но они отказываются слушать персонажей, принимая людей за сумасшедших, режиссер покидает сцену.

Сам спектакль, как будто предстает перед зрителем героем в маске. Пьеса Пиранделло развивается в двух слоях. Один из них –мелодрама. Второй же, более глубокий по смыслу, представляет собой противоречие между персонажами и надетыми на них масками. Их тоже играют люди. У последних на лицах нарисованы закрашенные черные геометрические фигуры, а у первых – контуры. Получается, что персонаж – единое целое, которое не изменяется и постоянно существует в одной и той же реальности. Маски же выражают различные состояния, которых может быть множество и они могут меняться. В пьесе Пиранделло Отец – угрызение совести, Мать – страдание, Сын – презрение, Падчерица – месть. Персонаж проживает выдуманную историю достоверно, в то время как актеры или маски, пытаясь им подражать, терпят поражение. Имеется в виду то, что сущность человека неподвластна никаким изменениям. Можно примерять различные образы и маски, которые будут ее скрывать, но она навсегда останется внутри и обязательно будет проявляться, если человек вдруг забудет “маску”.


Сценография пьесы – порядка ста ведер – тоже напоминает некую попытку отгородиться, отстраниться от происходящего. Ведра собирают в баррикаду, катают, кидают, льют в них жидкость.

 

Юлия Суворова, режиссер театра «Лирика», отразила на небольшой сцене с помощью современной постановки философскую концепцию пьесы Пиранделло. И пусть каждый зритель сам решит, что там, на дне ведра: глубокий смысл, неуловимая истина или это просто декорация, которая только гремит и не имеет никакого значения.

Пьеса Пиранделло построена по принципу «театр в театре», таким образом зритель как бы заранее отстранен от происходящего на сцене. Такого рода решение в ХХ веке разработал немецкий драматург и режиссер Бертольт Брехт.Основной принцип его эпического театра — «эффект отчуждения», совокупность приемов, при помощи которых привычное и знакомое явление «отчуждается», «отстраняется», то есть неожиданно предстает с незнакомой, новой стороны, вызывая у зрителя «удивление и любопытство», стимулируя «критическую позицию по отношению к изображаемым событиям», побуждая к социальному действию. Этот эффект  достигается комплексом выразительных средств, сосредотачивающих внимание зрителя не на том, что произойдет, а на том, как это будет происходить. Своеобразной маской для героев становится танец. Действие периодически прерывается ритмичной музыкой, под которую актеры двигаются в различных комбинациях. Несколько минут была даже настоящая дискотека: все прыгали под бас и стробоскопы.

Под маской также прячется и зло в данной пьесе. По сюжету Пиранделло Старшая дочь (Падчерица), чтобы спасти родных от нищеты, становится на путь порока, встречаясь с мужчинами в заведении некоей мадам Паче. Именно там  происходит секс Отца и Падчерицы. Этот эпизод становится еще одной трагедией для их несчастливой семьи.

Чтобы передать, насколько зрение может обманывать человека и создавать ложное впечатление у него, режиссер Юлия Суворова подошла с иронией к созданию образа мадам Паче. Корыстная и жестокая женщина прячется под маской молодого парня, который был модно одет в белую простыню, причесан по-домашнему неаккуратно и курил сигары прямо на сцене. Во время антракта же он сидел на столе в зрительском зале и все в той же белой простыне читал вслух книгу «Итальянский за тридцать дней».

About Post Author

admin

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Предыдущая запись «Это досадная очепятка, не более»: как прошла презентация новой книги Познера
Следующая запись «БАЛКАНСКИЙ РУБЕЖ» (2019)