Read Time:3 Minute, 18 Second

Александр Николаевич Островский – драматург, писатель, полиглот, новатор, общественный деятель. Его творческий путь уникален, а вклад в развитие отечественной литературы сложно переоценить. Почему? Давайте разбираться! Пять интересных фактов об Островском, которые откроют глаза на роль этой литературной фигуры в истории России.

1. Детство Островского прошло в Москве, в купеческом районе Замоскворечья на малой Ордынке. Николай Островский был семинаристом, но предпочел службу в суде рядовым чиновником. Отец семейства также занимался частной адвокатской практикой. По словам Николая Берга, приятеля будущего драматурга, «в доме с утра до ночи толклись купцы, решая разные свои вопросы». Мальчик Островский сызмальства слышал разговоры купцов. Он усвоил все тонкости языка банкротов, а иной раз самые хлесткие и меткие выражения записывал.  

Дом Островского, который сейчас дом-музей и театральная галерея (Малая Ордынка ул., 9/12, стр. 6)

2. По настоянию отца Островский поступил на юридический факультет Московского Университета, хотя уже в гимназии мечтал стать писателем. Учился Островский без энтузиазма, прогуливал лекции ради спектаклей, и потому через три года его отчислили. Он проработал писцом в суде 8 лет (1843-1851). Суды в Российской империи до судебной реформы 1864 года были коммерческими, то есть в них рассматривались дела только экономической юрисдикции. Чиновничье бремя неожиданно оказалось «на руку» юному писателю, который черпал из историй преступлений и экономических споров бытовые сюжеты для сцены. Самые интересные дела он втайне переписывал в специальную тетрадь, подмечая поведение и внешность истцов и ответчиков. Так, пьесы Островского получались достоверными и реалистичными, «списанными» с самой жизни.

Степан Шевырёв

3. Островский считал самым лучшим днем его жизни 14 февраля 1847 года. Он вспоминал: «С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое признание». Дело в том, что в 1847 году на свет родился первый очерк литератора «Записки замоскворецкого жителя». Его опубликовали в газете «Московский городской листок», как и первую пьесу «Картина семейного счастья». Именно эту драму Островский прочитал вслух на вечере у выдающегося профессора Степана Шевырева. Друг Н. В. Гоголя вынес радостный вердикт: «Работайте, у вас большой талант».

«Москвитянин», выпуск № 6, март 1850

4. Никто не видел постепенного развития писательского навыка Островского, его отроческих и робких, скромных сочинений. А потому, когда в 1850 году его легендарная комедия «Свои люди – сочтемся» была опубликована в журнале «Москвитянин», в литературном обществе начался хаос. Николай Берг писал: «Вся интеллигенция Москвы заговорила об этой пьесе как о чем-то чрезвычайном». Тираж «Москвитянина» после публикации Островского вырос с 500 подписчиков до 1100, а люди бегали по трактирам в поисках возможности выписать журнал. Успех пьесы был настолько громок, что сведения о ней дошли до императора. Николаю I подали жалобу купцы, которых оскорбили омерзительные образы героев пьесы. Как написал цензор Михаил Гедеонов: «Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества». Постановку комедии и ее дальнейшее переиздание запретили, а драматурга уволили со службы. После этой истории Островский крайне остро и чувствительно относился к критике и не читал рецензии на свои произведения.

А.Н. Островский с актерами Малого Театра.
Портрет А.Н. Островского и его пьесы в издании АСТ эксклюзивная классика

5. Трудами Островского были созданы современные русские театральные традиции. Его шедевры были не первыми в мире отечественной драматургии («Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя), но точно сделали его богаче. В 18 веке были популярны императорские театры, на сценах которых ставились маленькие сценки увеселительного характера и зарубежного авторства. Островский же решил доказать, что языком драмы можно также детально и остро поднимать серьезную и злободневную проблематику, как и языком публицистики или прозы. Писатель сочинил более 50 пьес, самыми популярными из которых являются «Гроза», «Бесприданница», «Бедность не порок», «Снегурочка», «Волки и овцы». Островский делал акцент на характерах, изображении причинно-следственной связи поступков героев, глубины их внутреннего мира, а не на действии – чем порой вызывал непонимание современников. Однако последователями идей новатора стали Михаил Булгаков и Константин Станиславский.

А. Н. Островский посвятил всю свою жизнь искусству. Его муза подарила человечеству новый взгляд на мир, реалистический и обличающий, но с тем художественный и милосердный. Пьесы «русского Шекспира» до сих пор играют на сценах, в том числе Малого театра, Театра им. Моссовета и Театра на Таганке.

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Предыдущая запись Кэрол Баум заявила, что Сидни Суини «некрасивая» и «не умеет играть»
Следующая запись Королева перформанса – Лори Андерсон