Read Time:12 Minute, 0 Second

Анна Пшишилны – фотограф, путешественница, эксперт по Южной и Северной Америке. Родилась и выросла в Комсомольске-на-Амуре в Хабаровском крае. Ради осуществления своей студенческой мечты – путешествия на солончак Уюни в Боливии – прошла путь от крупье в казино до собственного бизнеса в туризме. А затем череда побед в фотоконкурсах и работа для «National Geographic». Анна совершила пять восхождений на вулканы высотой до 6000 метров над уровнем моря, реализовала две одиночные экспедиций в малоизвестные регионы Анд и получила престижную международную награду за пейзажную панорамную фотографию.  Мы поговорили с Анной о путешествиях, фотографии и карьере в трэвел-журналистике.

С чего начался ваш путь в профессиональной фотографии?

– В 2010 году мою фотографию заметила редакция американского сайта National Geographic.

Они выбрали фотографию мужчины, стоящего на коленях перед огромным барханом. Сама пустыня поражала своим огромным масштабом и ничтожностью человечка в плане довлеющего пейзажа. Только через присутствие этого человека в кадре можно оценить, какой огромный размер у пустыни Сахара. Фотография вошла в подборку лучших 12 снимков, облетела весь мир в email-рассылке и была опубликована на сайте. Тогда я поняла, что есть смысл идти дальше, стараться и публиковать снимки.

 

Вы организовываете фото-путешествия по миру. Как проходят эти путешествия?

Могут ли новички в фотографии поехать в такое путешествие, чтобы научиться снимать?

– Фото-туры в первую очередь полезны начинающим фотографам, чтобы наработать сильное портфолио, быстро набраться опыта, получить совет профессионального фотографа. Но и профессионалы часто ездят в фото-туры, потому что планирование и знание локаций — это залог успеха.  Я придумала свои тайминги, где подробно расписываю, во сколько подъем для фотосъемки рассвета, во сколько и где завтрак, сколько нужно на сборы и т.п. В таких турах я почти не фотографирую, моя задача – быть организатором, проводником и наставником для фотографов. Я всегда спрашиваю участников, чего они хотят. Хотите обучиться новым приемам? Тогда нужно быть рядом и я помогу. Если вы хотите в одиночку фотографировать, тогда присутствие других может только мешать. Даю советы по фотографии, обучаю построению композиции. Часто фотограф может не знать, как выставить нужные настройки в фотокамере, если он осваивает новую технику фотосъемки.

Расскажите о вашем путешествии на Камчатку

– Наша природа абсолютно конкурентоспособная с мировыми природными достопримечательностями. Мне Камчатка представилась той же Исландией. Камчатский вулканизм, например, – он молодой, очень разнообразный. Лавовые потоки очень красивые, самых поразительных форм и оттенков. Наша группа не смогла отказать себе в удовольствии привезти себе кусочек лавы, которая теперь украшает интерьер дома.

На Камчатке человек живет очень близко к дикой природе. Мы отошли на лодке из Авачинской бухты, подошли к бухте Русской и увидели большую стаю касаток. Они, наверное, были на охоте. Их было так много, что мы не понимали, куда смотреть, что снимать. Они появлялись и исчезали в разных сторонах от лодки, в итоге нормально ничего не наснимали. Но испытали полный восторг.

Россия очень самобытная и очень красивая, хотя у нас, конечно, сильно не хватает инфраструктуры и доброжелательного сервиса.

 

Горы или море?

– Я бы выбрала горы. С какого-то момента начинаешь поражаться разнообразию геологических форм. Гималаи хочется увидеть. Еще не видела Эверест близко, только в иллюминаторе самолета, пролетая мимо в Бутан.  Но видела Анды в Перу. Там средняя высота гор лежит у границы 7500 метров. И когда видишь таких гигантов, в душе возникает трепет и чувство восторга от созерцания величия планеты, ее красоты. Задумываешься, какая роль у тебя на этой планете, как ты проживешь свою мимолетную жизнь.

Есть ли желание покорить все вершины мира?

– Нет, я точно не горный восходитель.  Хочется пройти некоторые горные трекинговые маршруты, хочу на трекинг в базовый лагерь Эвереста. Но на вершину Эвереста мне не хочется, хотя я рассматривала такой вариант когда-то. Все-таки это огромный риск для жизни.

Побывав на высоте 6000 метров, я поняла, как я себя могу чувствовать на высоте 6000-7000 метров. Мне нужно понимать, зачем я иду туда. В горы я хожу за фотографией, за красивыми картинами мира. Но на высоте свыше 7000 м профессионально заниматься фотографией не получится, потому что будет стоять вопрос выживания и пребывания в трезвом уме. Либо ты идешь, двигаешься, достигаешь точки назначения и это является основной целью, либо ты залезаешь куда-то, чтобы поснимать и развернуться. Совершенно разные цели.
Покорять вершины, конечно, приятно, но важно знать свой физический лимит. Люди, которые ходят в горы, постоянно этот лимит наращивают, идут, превозмогая себя, и покоряют эти вершины. Но не у всех это получается. Кого-то вершины забирают.  Я люблю ходить на вершины вулканов, это совершенно особенные для меня горы.

Что для вас предпочтительнее: известные места или нетуристический маршрут?

– Мне нравятся нетуристические маршруты, сразу включается внутренний «первопроходец», который радуется решению трудных задач. А они обязательно будут, если маршрут неизвестный.

Когда мы ездили в каньоны на границе Боливии и Аргентины, местные жители закрывали проезд через деревни, закипал радиатор, мы плотно садились в пески и попали в грозовую тучу, которая нас чуть не убила.

Но результат был интересным. Мне пришлось потратить какое-то время на исследование вопроса: а что за люди там живут? Потому что говорят они на языке кечуа, но оказалось, что там живут потомки культуры чича, которые ранее говорили на уже исчезнувшем языке чича. Когда этот язык был идентифицирован в Чили, посчитали, что он принадлежит чилийским культурам. Но чича жили еще и на юге Боливии, и на севере Аргентины. Отдельные слова языка чича присутствуют в местном испанском.

У них была своя самобытная культура, некоторые артефакты сохранились в виде круглых башенок «чульпас», выложенных в складках скал. И неизвестно, что там хранилось: зерно или мумии. Сейчас они стоят пустые, хорошо бы отправить туда археологическую экспедицию, потому что местные уже не знают своей истории. Когда ты приезжаешь в новое место, там конечно нет экскурсовода, приходится исследовать все самой или договариваться с местными. Это еще и много работы с текстами. Последний месяц я провела за изучением этого региона, чтобы объяснить все читателю в новой статье. Мне нравится работа, которая совмещает в себе физический и интеллектуальный труд.

Есть проблема под названием «туристические лыжи». Вот ты прилетишь в Боливию, придешь в местное турагентство и тебе предложат банальный и недорогой маршрут на пару дней по национальным паркам.

По региону Альтиплано нужно путешествовать хотя бы месяц, но ребятам в туризме это абсолютно не выгодно. Им выгодно тебя посадить на определенный маршрут, где будет легко и просто, ты увидишь пару раскрученных мест, но полной картины не сложится. Весь регион Альтиплано очень разнообразный, он раскинулся на 4 страны — Перу, Боливию, Чили и север Аргентины. Его нужно смотреть и в том регионе, где есть лагуны, и там, где есть каньоны, где есть геотермальная активность, и в регионе пустынь и лабиринты. И мне хочется рассказать миру, что плато Альтиплано очень богато и заслуживает такого же внимания, как национальные парки в США, например.

 

Какой самый экстремальный случай был во время путешествия?

– Много разных случаев было. Расскажу про две истории на Филиппинах.

В первый раз мы планировали на традиционной «донке» перейти с острова Палаван на Корон и попали в шторм. Море там дикое.

Я уснула сразу, как мы вышли из порта, а когда проснулась, увидела, что мой рюкзак с фотооборудованием носит в толще воды на дне лодки. Народ, который в начале радостно пел песню из «Титаника» «My heart will go on», уже совсем не радостный: японка в углу плачет, ребята сидят зеленые, укачанные… Я поняла, что мы, возможно, не доплывем, а еще часа 4 в бурном море. Воду вычерпывать было нечем и приходилось надеяться только на суровое лицо капитана. Он, конечно, переживал, но не так сильно, как его пассажиры.

Известно, что лодки регулярно тонут в проливе между островами.  Их достают, отправляют на ремонт и снова выходят на них в море.

Пару лет назад, снова на Филиппинах, я решила обогнуть необитаемый остров на каяке. Вдвоем с другом мы вышли в море и уже там обнаружили что каяк набирает воду, и мы тонем, он стал переворачиваться и тащить нас к скалам. Одев ласты и маски, мы начали спасать каяк, потому что без него в море совсем страшно. И на помощь нам пришли местные рыбаки, которые в море выходят на куске пенопласта и в стеклянных масках как у Жак-Ив Кусто. Мы подарили им новые очень хорошие ласты, как только выбрались на берег.

Достаточно экстремальная ситуация была, когда я заболела лихорадкой Денге в Индонезии. У меня был геморрагический тип, когда кровь разжижается настолько что, начинает проникать во все клетки тела. В один день я проснулась с фиолетовой кожей, потому что кровь просочилась в верхние слои кожи. Как правило, человек быстро погибает, в случае кровоизлияния в какие-либо внутренние органы. Было страшно от того, что нет лекарств от вируса. Нужно просто лежать и не шевелиться. И через 7 суток ты автоматически идешь на поправку. Поэтому ковид меня уже не пугает.

Было много разных падений в горах и травм. Когда путешествуешь в одиночку, опасаешься таких моментов, благо это ничем серьёзным не заканчивалось. Был случай, когда я разбилась на горном велосипеде на дороге Смерти в Боливии. Само падение и кувыркание было очень долгим, мир крутился вокруг меня, а затем я ощутила сильный удар велосипеда, который упал на меня сверху и просто прибил. Доктор в травматологии Ла Паса сделал МРТ мозга и шеи, вколол мне препарат, явно запрещенный в нашей стране и с улыбкой спросил буду ли я снова ездить по дороге Смерти.

В Торрес-дель-Пайне меня ветром оторвало от земли и швырнуло в кусты, в итоге я потянула связки на обеих ногах и уехала в госпиталь прямо с тропы. Два месяца не могла ходить и было тяжело добираться домой на обезболивающих.

По прошествии времени это уже не кажется таким экстримом, потому что я выжила и вынесла свой бесценный опыт. Знаю, как делать не нужно, как заранее подстраховаться.

 

Как построить бюджетный маршрут до Южной Америки?

– Когда нет большого бюджета или вообще нет бюджета, то выбор за бэкпэкингом. Вы пакуете рюкзак всем, что вам нужно будет на три месяца.

– А это какой по объему рюкзак должен быть?

– У меня был рюкзак на 25 литров. И с вещами он должен весить меньше 15 кг.  Под конец путешествия он точно будет весить 20+ кг.

Желательно взять авиабилеты на распродаже, минимум за полгода до старта. Приключения начинаются с вопроса «Насколько вы хотите попасть туда бесплатно?». Есть грузовые суда, которые ходят между этим континентом и тем. И можно устроиться работать на борт. Можно доехать на автобусе в Европу, предварительно договорившись с каким-нибудь капитаном о том, что вы будете помогать в перегоне яхты в Южную Америку или куда-нибудь на Карибы. Так получится бесплатно практически дойти. За работу, конечно.

Жить можно в хостелах. Место в хостеле до сих пор стоит 10 долларов за ночь. Плюс, вы можете подрабатывать в хостеле на ресепшен, но нужно хорошо говорить на английском языке и любить людей. Можно договориться с хостелом о работе заранее.  Всегда были востребованы художники по стенам, декораторы, мастера по хозяйству, менеджеры.  Дают бесплатное проживание, питание и какую-то минимальную зарплату.  Ваша задача расселять гостей и контролировать, чтобы все было чисто, помогать с завтраками и прочее. Таким образом можно путешествовать вообще бесплатно с минимальными затратами на начальном этапе. Но это вложение бесценного времени. Оценивайте, что вы за это получите. Slow-travel — это отдельный формат путешествий, и он абсолютно доступный. Можно преподавать русский язык в разных странах, сейчас такая возможность открылась на Занзибаре. Я предпочитаю копить деньги на большие путешествия и ехать за фотосъемками.

С чего нужно начать человеку, который хочет качественно снимать для журнала?

– Нужно начать с идеи проекта. Журналам интересно увидеть сформированную историю, которая полностью раскрывается визуально и текстом. Недавно мне понравилась серия, которая победила в крупном фотоконкурсе.  Фотограф отснял самые необычные загородные домики и российские дачи. Собрал визуальную историю о необычном дизайне и подал ее серией на конкурс, заняв в итоге призовое место. Для нас это обыденность, а для всего мира это что-то необычное. Особенная культура загородного отдыха и фермерства для себя.

Все мы знаем проект «Follow me». Девушка в красивом наряде ведет мужчину за руку в какой-то потрясающий мир. Всемирно известный инстаграм-проект, который принес славу своим создателям. Это тоже история, теперь уже массово копируемая.

Важно мыслить историями, создавать проекты и понимать кому их предложить впоследствии.

На Камчатке меня поразила красота лавы: она бывает самых разных оттенков и самых сумасшедших форм. Я хотела бы снять серию о причудливых формах лавы и о том, как она формируется. Лава сама по себе интересна. Недра нашей планеты опустившись вниз, расплавились, перемешались и выплеснулись вместе пирокластическим потоком. И затем все застыло в причудливых формах. Меня восхищает лава, что на Камчатке, что на Гавайях.

Фотография, поданная через проект — это всегда интересно.

 

Как вы относитесь к заимствованию идей?

– Многое уже было придумано, но ты всегда можешь привнести что-то свое. Вероятно, вы слышали фразу: «Кради, как художник». В процессе работы с заимствованной идеей у тебя появятся собственные мысли. Прямой плагиат – это плохо, конечно. Это обижает автора оригинальной работы. Но когда ты дорабатываешь идею, стоит обратиться к автору и предложить коллаборацию. Можно всегда спросить разрешение у автора, чтобы «поиграться» с контентом или идеей.

 

Как преодолеть страх неудачи и начать карьеру в трэвел-журналистике?

– Важно помнить одну вещь: дорогу осилит идущий. Что бы ни было на этой дороге, главное – делать шаги. Вам не ответили на запрос? Ну и ладно. Вероятно, сегодня этому изданию вы предлагаете не то или не так.

Но, набравшись опыта, сходив в другое издание, познакомившись с людьми в этой сфере, получив обратную связь, возможно, уже от другого журналиста, вы сможете узнать, что нужно конкретно этому изданию и с кем необходимо познакомиться.

Возможно, редакция издания просто занята. И она ответит через две недели или месяц. Когда появится релевантная задача о вас вспомнят: «Нам писала та девушка или парень, давайте ее найдем». К счастью, можно не ограничиваться только нашими СМИ и сразу выходить на международный рынок, предлагать свои работы в других странах. Основной фактор успеха – это действие и анализ. Только через действия и работу над ошибками можно чего-то достичь. Главное в конце жизни себя не корить за то, что у вас были возможности, энергия молодости и вы в это время ничего не делали.

Какова идея вашей будущей выставки?

– Рабочее название выставки – «Альтиплано». Это большой район в Южной Америке, в высокогорье Анд. Альтиплано для меня представляется очень разнообразным регионом. Это самое экзотическое место в мире, которое я видела, и я его искренне люблю.

Меня завораживает культура людей, которые там живут. Это очень маленькие по своей численности индейцы кечуа, ямпара и потомки чича. Мне хочется показать этих людей. Они пережили геноцид индейского народа, их численность сократилась в 10 раз и конечно они закрылись от мира. От каждой культуры осталось совсем немного представителей, но они поддерживают, развивают свою культуру.  Не стремятся одеть джинсы и пойти работать в корпорацию. Они хотят жить простой сельской жизнью, и они ей искренне рады. Хочется показать пейзажи и суровость мира Альтиплано, в котором они нашли прибежище.

 


Фотографии из личного архива Анны Пшишилны.

About Post Author

admin

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Предыдущая запись «Все уходит в интернет, появляется совершенно новая коммуникационная реальность,» – Григорий Прутцков о современной журналистике
Следующая запись С породой или без – таков вопрос