Read Time:4 Minute, 25 Second

13 января – День российской печати, именно этот день в 1703 году стал началом издания первой российской печатной газеты «Ведомости». Наш корреспондент Татьяна Ступницкая провела беседу с доцентом факультета журналистики МГУ, преподавателем Школы журналистики имени Владимира Мезенцева – Григорием Прутцковым – о том, что такое журналистика, как бороться с хейтом и стереотипами.

Наверное, начну с самого общего вопроса. Что же такое журналистика?

– Понимаете, сейчас очень сложно ответить на этот вопрос, потому что мы последние пять-шесть лет живем в совершенно новой медиареальности, я бы это назвал информационный аквариум. Раньше, где-то до 2010-х годов, мы жили в традиционной информационной парадигме, которая формировалась на протяжении второй половины ХХ века: радио, телевидение, печатная пресса. Когда в нашу жизнь ворвался интернет – сначала это были сайты, потом соцсети, затем появилась мобильная журналистика – мы столкнулись с проблемой. Не только газеты, радио теряют свои тиражи, но и телевещание теряет свою аудиторию. Все уходит в интернет, то есть появляется совершенно новая коммуникационная реальность, с одной стороны, а с другой – мы сталкиваемся с тем, что каждое наше движение, каждое наше слово сфотографировано, записано. Именно из-за этого сложно дать определение журналистике. Каждый год организовывается конференция на тему «Что такое журналистика?», вопрос открыт, множество специалистов собираются и обсуждают данную проблему.

В современных условиях журналисту самому необходимо уметь делать все, что касается сбора и обработки материала, распространен термин «конвергентная журналистика». Как можно описать современную журналистику?

– Если в общих чертах, то она многоплатформенная. Сегодня, наверное, ни одно издание не может позволить себе выступать на одной платформе. Большинство медиа выступает в печати, на телевидении и радио, на сайтах и в мобильных приложениях. Возьмем к примеру, «Комсомольскую правду», одну из крупнейших газет Советского Союза, которая даже вошла в книгу рекордов Гиннеса, как самая тиражная в мире ежедневная газета за всю историю человечества. Она имеет очень большой бумажный тираж, у нее есть радио «Комсомольская правда», которое входит в десятку самых популярных радиостанций России, у нее есть возможность проводить телепередачи, кроме того есть сайт и мобильное приложение с большой аудиторией. Вот пример современного медиа.

В таком случае нельзя сказать, какой должна быть журналистика, поскольку она все время развивается?

– Десять лет назад я бы Вам ответил на этот вопрос, но сейчас ни один профессионал не скажет. На факультете журналистики МГУ издается журнал «Медиатренды» – бюллетень, который выходит раз в квартал и освещает актуальные проблемы в медиа. И там был выпуск «Какой будет журналистика в 2050 году?», я был одним из авторов этого бюллетеня. Я считаю, что все современные СМИ останутся. Говорят, что газета умрет – газета останется. Останется журнал, как бумажный продукт. Телевидение никуда не денется. Конечно, все трансформируется, но ничего «революционного», на мой взгляд, не произойдет.

С какими проблемами на пути становления в журналистике Вы сталкивались?

– Мой путь начался еще в последние годы Советской власти, там, где я работал, обязательно нужно было ссылаться на какие-либо партийные документы. Когда я работал в военной журналистике, пока служил в армии, мои заметки просто переписывали, я в напечатанном выпуске газеты просто не узнавал свою работу. Сейчас мы также сталкиваемся с проблемой свободы самовыражения автора, как и много лет назад.

В чем заключается польза журналистики для общества? Каковы задачи журналиста?

– Конечно, зависит от самого общества, от его потребностей. Журналистика – сообщение новостей. На мой взгляд, главное в журналистике – оперативное нахождение информации, ее правдивая передача. Именно такая журналистика (прим. оперативная и правдивая) была и будет востребована в обществе.

Тогда встает еще вопрос о стереотипах, связанными с журналистами, ведь можно встретить такие распространенные мнения, как «журналист – продажный человек», «журналистика вымерла». О чем говорят эти идеи?

– Это от неосведомленности и от зависти, потому что журналист всегда на виду, он встречается с интересными людьми, бывает в разных местах. Отсюда зависть. Люди могут не представлять, насколько тяжел журналистский труд, поэтому можно говорить о неосведомленности. Пока не столкнешься с деятельностью, можешь даже не догадываться о ее существовании.

Есть ведь еще сравнение желтой прессы с ложью и вымыслом, которому не стоит верить.

– На мой взгляд, верить вообще никому не стоит, нужно читать разные типы СМИ, потом делать собственные выводы, потому что зависимость автора от издателя все равно сохраняется. Именно такой подход могу порекомендовать каждому.

Как «устроиться» в этой профессии? Стоит кому-то что-то про себя доказывать? Или протаптывать свою дорожку?

– Я за вариант «протаптывания своей дорожки», поскольку сейчас журналистами могут называть себя практически все люди, которые ведут свою соцсеть, а ругаться с какими-то топовыми блогерами совершенно бесполезно. Даже я один раз выложил твит, его ретвитнул Навальный, так я за один час получил около тысячи постов, из которых примерно 990 были матерные со смыслом, что я не прав. У нас нет культуры общения в новых медиа, теперь мы можем написать свое мнение не в письме в газету, а в комментариях, которые никто не «фильтрует».

О чем говорят сфабрикованные дела журналистов?

– С одной стороны, журналистам могут попытаться заткнуть рот. С другой стороны, ведь есть презумпция невиновности человека, которая распространяется не только на того, кто пострадал, но и на того, кто его арестовывает. Мы не можем считать человека виноватым до того, как докажем это. Здесь просто такой момент, что журналист – человек резонансный, все, что с ним происходит, становится известно. Даже если он был убит другом в пьяной драке. В любой ситуации нужно дождаться справедливого расследования.

Какой совет можете дать журналисту, которого оскорбляют или «хейтят»?

– Если вы хотите быть журналистами, работаете в этой сфере, то не надо никого слушать, кто пытается помешать. Не надо и бояться делать свое дело, а по возможности получать удовольствие от занятия журналистикой.

About Post Author

admin

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Предыдущая запись Волшебство в городе: что делать на новогодних каникулах?
Следующая запись Анна Пшишилны о том, как покорить Южную Америку, выжить в шторм на Филиппинах и стать успешным трэвел-фотографом