Read Time:5 Minute, 21 Second

Побывав на выставке «Искусство XX века» в Новой Третьяковке, мы узнали, чем именно она может завлечь посетителя.

Что внутри?

Полтора часа в грязной электричке и вот мы уже ступаем на порог Новой Третьяковки. Это современное пространство с высоким потолком. Сдав верхнюю одежду в гардероб, мы стали подниматься по мраморной лестнице: выставка находится на четвёртом этаже. Крупные растения в горшках и чёрный рояль цепляют взгляд. Поднимаешь голову наверх – хрустальные люстры ловят блики солнца. Настроение хорошее, ведь впереди предстоит изучение искусства. Заходим в первый зал. Свет приглушённый, стены цвета морской волны. Люди тихо переговариваются, слышится только их шёпот и скрип пола.

Петров-Водкин: как показать в частном всеобщее

Первое, что мы увидели — это искусство К. Петрова-Водкина. Оно сочетает в себе традиции европейского символизма, древнерусской иконописи и фресковой живописи Раннего Возрождения. Такому разнообразию способствовали долгие годы учебы в Саратове, Москве, Мюнхене и Париже. Постижение разных культур и опыт, полученный за годы странствий, позволили художнику отойти от прямолинейного символизма ранних работ и выйти на уровень глубокого символического обобщения, сумев увидеть и показать в частном всеобщее. Картины Петрова-Водкина просты и понятны, но можно задуматься о глубоком смысле, вложенным в них.

Михаил Ларионов и Наталья Гончарова: пара художников

Зайдя во второй зал, сразу обращаешь внимание на картину М. Ларионова, на которой были изображены утки. И не нужно задумываться о смысле – это просто утки. Вначале художник хотел нарисовать утку, которая ест из ведра, но передумал, а карандашный набросок в итоге остался. Теперь у утки две головы.

М.Ф. Ларионов “Утки” / Фото – Анна Карасева

Наталья Гончарова, жена Михаила Ларионова, никогда не оставалась тенью мужа. Ее произведения на выставке разнообразны: здесь и натюрморты, и жизненные ситуации, и картины, над которыми нужно достаточно долго подумать.

От размышлений нас оторвал диалог двух посетительниц:

— Вот ты видишь здесь пустоту? Я лично нет.

— Противоречивые эмоции, но на пустоту похоже.

— А мне, наоборот, кажется, что здесь изображено какое-то будущее, жизнь, наполненность. И совсем не пусто.

Н. С. Гончарова “Пустота” / Фото – Анна Карасева
Стены на ваш вкус и цвет

Здесь даже цвет стен можно выбрать на свой вкус. Залы переливаются то фиолетовым, то морским зелёным, то бежевым. В третьем зале стены цвета кирпича, пространство кажется ярче. Пол стал скрипеть сильнее, а вот голоса людей стали тише – все становятся частью искусства. В пятом зале картины большого размера, а стены белые. За счёт изменения цвета пространство то сужается, то расширяется. С приглушённым светом смотреть легче, ничто не режет глаза.

Полёт человека: мечта или реальность?

В каждом зале есть кураторы выставки, они одеты в розовые рубашки и галстуки в чёрный горох. Постоянно ходят и следят за порядком, чтобы никто не украл экспонат или не нарушал идиллию.

Мы решили задать девушке вопрос:

— Не подскажите, есть ли на выставке такой экспонат, на который обращает внимание почти каждый посетитель?

— Это вам к «Летатлину».

Девушка повела нас в следующий зал:

— Здесь находятся эти чудо-крылья. Если на картины у каждого свой взгляд, то на «Летатлин» почти все обращают внимание: задирают голову вверх и изучают. Махолёт был сделан Владимиром Татлиным. Летательный аппарат —это невероятный авангардный арт-объект, чудо дизайнерского искусства, воплощение мечты человека о полете. Но, к сожалению, он так и не летал. Несколько «Летатлинов» были испробованы летчиками на поле и в аэродинамической трубе. Этот экспонат побывал на персональных выставках Татлина в Третьяковской галерее, «долетел» до музеев США, Германии, Швейцарии, Греции. А с 2017 года стал частью экспозиции «Искусство XX века».

В. Е. Татлин “Летатлин” / Фото – Анна Карасева
О людях

Настолько разные посетители рассматривают экспонаты и каждый из них находит в них что-то своё. Это заставило нас задуматься. Мужчина в сером свитере фотографируется почти с каждым экспонатом и кричит своей жене: “Люба, сфотографируй меня ещё с этим!”. Затем даёт телефон жене, встаёт, улыбается, и очередной снимок готов. Вечером он будет их пересматривать и вспоминать этот яркий день. Девушка в ярко-фиолетовом длинном платье с плюшевой белой сумкой фотографирует натюрморт Кончаловского «Агава».

Другие две девушки в зелёных свитерах смотрели афишу, а затем отвлеклись, услышав пищание экспоната под названием «Phason». Это звуковой инструмент-инсталляция, который использует вращающиеся диски для генерации тонов. В качестве управляющего агента использован свет, проходящий от пульта управления. В небольшом зале проводится экскурсия, люди сидят на диванчиках, смотрят презентацию и слушают экскурсовода. Рядом со стенами расположены высокие шкафы, которые забиты книгами об искусстве. Каждый желающий может взять любую и почитать. Рядом стоят телевизоры с подключёнными наушниками, можно сесть в мягкое кресло и посмотреть видео, узнать много нового.

Кандинский: в душе каждого зрителя стоит рояль

Посмотрев всю экспозицию, мы обратились к посетительнице:

— Какое произведение вам запомнилось больше всего?

— Композиция XII Василия Кандинского.

— Чем она вас так привлекла?

— Если бы не аудиогид, она бы мне так не запомнилась. Эта картина — хит. И название у нее не случайно музыкальное. Четыре дня Кандинский работал: в кадре перекрёсток библейских сюжетов, Всемирный потоп, воскрешение из мёртвых, страшный суд. На глазах разворачивается катастрофа, апокалипсис, но светлые тона обещают, что страшно не будет. И каждый цвет имеет философский подтекст.

— А что означает, например, красный?

— Красный — это мощь. А вот синий — цвет спокойствия. Желтый — сумасбродство. А главное — музыка. Кандинский пишет картину и все время слушает Арнольда Шонберга. Художник слышит цвета и видит звуки. Он уверен, что в душе каждого зрителя стоит рояль. Цвет — это клавиши, глаза — молоточки, душа — многострунный рояль. Кандинский в названии картины говорит о духовной музыке и молитве.

В. В. Кандинский “Абстракция” / Фото – Анна Карасева
Супрематизм: «Черный квадрат» и «Угол зрения»

Один из четырёх «Чёрных квадратов» можно увидеть и на этой выставке. Казимир Малевич писал: «Самое главное в супрематизме — два основания — энергия чёрного и белого». В 2015 году в Третьяковской галерее под слоем краски картины были обнаружены две многофигурные геометрические композиции, поверх которых был написан «Чёрный квадрат». Абстрактная композиция «Угол зрения» отсылает к работам Казимира Малевича. Она составлена из супрематических элементов.

К. С. Малевич “Черный квадрат” / Фото – Анна Карасева
Почувствовать, посмотреть, подумать, послушать, почитать, поразмышлять…

Пройдя выставку до конца, нужно было вернуться в начало, чтобы выйти. Пока мы шли, то заметили, что пропустилb один зал. Экспозиция настолько большая, как и искусство XX века, что нужно возвращаться туда несколько раз, чтобы посмотреть всё. На этой выставке каждый точно сможет найти что-то своё. Разнообразие видов искусства завораживает. Если вы хотите почувствовать, посмотреть, подумать, послушать, почитать, поразмышлять, то вам именно сюда.

About Post Author

admin

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Предыдущая запись БУЛЛИНГ УЧИТЕЛЕЙ. ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ И КАК ЭТО ОСТАНОВИТЬ
Следующая запись Почему подростки не хотят учиться? Реальные причины и факторы их возникновения