Read Time:6 Minute, 5 Second

25 сентября исполнился ровно 101 год со Дня рождения известного советского кинорежиссера и великого актёра Сергея Бондарчука. Его роль в картине «Тарас Шевченко» была высоко оценена Иосифом Сталиным и уже через год актер стал народным артистом СССР, обойдя звание народного артиста РСФСР. Также Бондарчук был одним из немногих режиссеров, кому было разрешено выезжать за границу снимать иностранное кино и сниматься в нем. Экранизация романа-эпопеи «Война и мир» Толстого произвела настоящий фурор не только на отечественную публику, но и на зарубежного зрителя. Он оказал невероятное влияние на весь мировой кинематограф. В честь этой даты мы рассмотрим самые популярные работы Сергея Бондарчука как в качестве актёра, так и режиссера, а также поделимся несколькими интересными фактами о процессе создания легендарных фильмов.

 

Судьба человека, 1959 год

За окном война. Солдаты идут на фронт с теплящейся надеждой в груди, а родные и близкие замирают в безмолвном ожидании лишь с одной мыслью: «Только бы выжили!». Андрей Соколов уходит вместе со всеми. Там он возит военные боеприпасы на передовые позиции, так как до этого много лет работал шофером. В один из дней в его машину попала авиабомба и он очнулся уже в другом месте – холодном и страшном. Отныне все следующие дни будут тянуться невыносимо долго, а выживать будет всё тяжелее и тяжелее. Побег из фашистского концлагеря не обвенчается успехом, а наказанием за проделанное станут кровожадные и свирепые собаки. Затем Андрея направят на строительство оборонительных сооружений, где он совершит свой второй побег и, наконец, обретёт долгожданную свободу. Ненадолго ему покажется, что всё самое ужасное и мрачное осталось в уже далеком и туманном прошлом. Но судьба решила сыграть с Андреем Соколовым злую шутку: оставив жизнь ему, она забрала с собой всю его семью – жену, двух дочерей и сына. Он вернулся с войны ни с чем. После демобилизации Соколов отказался возвращаться в родной Воронеж, где его больше никто не ждёт, поэтому поселился в небольшом городке у фронтового товарища. Там он встречает чумазого и растрепанного мальчугана, который с жадностью хватает остатки еды прямо с земли. Во время одной из последних и самых тяжелых сцен, где Андрей Соколов решает сказать найденному сироте Ванюшке, что он его родной отец, невозможно сдержать слез. Искалеченные ужасами войны, у них появляется шанс построить светлое будущее вместе – как отец и сын. Та самая надежда вновь вспыхивает в сердцах обоих.

Но знали ли вы, что именно телеграмма от Михаила Шолохова стала толчком для Бондарчука снять свой первый фильм? После публикации рассказа «Судьба человека», будущего дебютанта пригласили озвучить произведение на радио, где его голос услышал сам автор. Писатель не стал медлить с ответом и вскоре написал Бондарчуку: «Теперь я не представляю другого артиста, который мог бы так прочесть: вы прочитали лучше, чем я написал». В то время Сергей Фёдорович как раз искал подходящий сценарий для съемок своего первого фильма и, как мы все знаем, остановился на рассказе «Судьба человека». В нём же он и исполнил главную роль – Андрея Соколова. Позже, в журнале «Советский экран», Бондарчук сказал: «Прочитал [«Судьбу человека»] — и потом, что бы ни делал, о чем бы ни думал, я видел лишь Андрея Соколова, его мальчонку, его жену, разлив Дона, войну, фашистский концлагерь. Снять этот фильм стало для меня больше чем «творческим планом». Больше чем мечтой. Это стало целью моей жизни».

 

Война и мир, 1965-1967 года

Ростовы, Болконские, Курагины, Безуховы – об этих семьях мы знаем не понаслышке. На дворе 1805 год – в моде говорить по-французски, размышлять о величестве Наполеона и посещать изысканные вечера в Петербурге. В каждой из четырех серий нас поочередно знакомят с главными героями: вот юная Наташа Ростова отмечает свои именины и знакомится со своим будущим возлюбленным Андреем Болконским, а вот зрителю показывают её первый в жизни бал, после которого её жизнь уже никогда не станет прежней. А это Пьер Безухов во время очередного кутежа со своими приятелями и, как ни странно, медведями, а вот тоже он, но уже через семь лет в полыхающей от огня Москве чудом остается целым и невредимым. Множество судеб переплетается между собой за этот длинный временной промежуток. Множество судеб ломается и искалечивается войной, личными потерями и тщетными попытками найти себя и своё место в этом огромном мире. Одни герои оступаются и выбирают неверный путь, а другие меняют свои убеждения и цели в жизни, пытаются стать лучше с каждым днём и искупить ошибки прошлого. И всё это происходит на фоне жутких военных сражений против французов.

В 1969-м киноэпопея удостоилась двух иностранных премий – «Оскара» и «Золотого глобуса» за лучший фильм на иностранном языке. Абсолютно всех зрителей в кинотеатрах поразили грандиозные и масштабные сцены боев. И это полностью оправданно, ведь некоторые из них Бондарчук снимал прямо с вертолета и канатной дороги. Во время знаменитого Бородинского сражения в массовке участвовало примерно 15 тысяч человек, однако благодаря профессионализму и слаженной работе съемочной команды, зрителю казалось, что на экране не менее 100 тысяч солдат. Претенденток на роль скромной и невероятно чувственной Наташи Ростовой было хоть отбавляй, но выбор остановился именно на 19-летней балерине Ленинградского академического театра оперы и балета, ныне Мариинского театра, Людмиле Савельевой. На западе девушку постоянно сравнивали с актрисой Одри Хепберн, подчеркивая, что Людмила была такой же хрупкой, нежной и воздушной особой. А для роли Безухова Сергею Бондарчуку пришлось поправиться аж на 10 килограмм, чтобы как можно больше быть похожим на вечно сомневающегося Пьера из книги.

 

Они сражались за Родину, 1975 год

На дворе жаркий июль 1942 года. Уже целый год люди живут в страхе и молятся, чтобы завтра наступило. Вражеские войска успешно доходят до Харьковской области, в то время как небольшой стрелковый полк с нашими главными героями уходит к Сталинграду. Вскоре после привала в небольшой деревушке, они вынуждены оставить местных жителей на произвол судьбы и отступать дальше. Измотанные, уставшие, совсем недавно потерявшие своих товарищей в бою, солдаты получают новый приказ: обеспечить переправу через Дон советских воинских частей. Им предстоит вновь встретиться с немцем лицом к лицу. Четыре дня они будут стоять за свою страну, за любимых и за родных. Каждый из них они будут проживать как последний, ведь кто знает, быть может уже завтра или сегодня вечером всё оборвется в одно мгновение? Этот фильм далеко не о войне, а о простых людях, о настоящих героях, несгибаемой воле и искренней любви к жизни.

Чтобы достичь максимально натурального и живого результата, было принято решение сжечь не только близлежащие поля из ржи, но и сам хутор Мелологовский, где проходили съемки. Дома выкупили заранее и вскоре владельцам была оказана помощь в переезде на новое место жительства. «Взрывы, дым, рев самолетов. Словно меня снова пятилетней девчушкой немцы гонят по дороге. Фильм потом в кинотеатре смотрели. Там – правда о войне» –вспоминает одна из местных жительниц Нина Захарова. «Они сражались за Родину» – вторая экранизация Бондарчука по произведению Михаила Шолохова, где Сергей Фёдорович также исполнил одну из главных ролей. Перед началом съемок автор сразу же поставил режиссеру одно важное условие – фильм должен сниматься исключительно в тех местах, которые указаны в самом романе. И вот, смотря сейчас эту киноленту, мы любуемся бескрайними просторами Сталинградской области (ныне Волгоградской), её станицами и хуторами. Бондарчук выполнил просьбу писателя и привнес в картину не только привычный нам шолоховский трагизм, но и своё особое видение войны и как режиссера, и как человека, пережившего горести и тяготы того времени.

 

Кинорежиссером, перевернувшим не только советский, но и весь мировой кинематограф, артистом, подарившим зрителям глубокие и проникновенные роли, человеком, жившим своим любимым делом до последнего дня – таким мы запомним великого мэтра Сергея Фёдоровича Бондарчука.

 

 

About Post Author

admin

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Предыдущая запись Пушкинская карта в Севастополе: где работает и как пользоваться?
Следующая запись «Флэшмоб» (не) удался: что не так с “закрытым” показом фильма в Севастополе