Read Time:7 Minute, 35 Second

Он начал свою творческую карьеру с актерской сферы. В 18 лет сыграл главную роль в фильме “Я шагаю по Москве” и даже обрел “звездную болезнь”, но ненадолго. Далее судьба вплотную связала его жизнь с режиссурой. Но это вовсе не помешало ему продолжать дальше сниматься в кино. Именно поэтому его часто называют актерским режиссером. По мнению самого Михалкова, он всю жизнь снимал одни и те же фильмы, которые пропитаны любовью к жизни и природе. Любовь для режиссера – самое великое чувство, о котором он готов размышлять бесконечно. И что самое главное, он готов снимать про неё постоянно. Параллельно он также поднимает важные и острые темы. Неспроста его кино объединяет несколько поколений и будет продолжать удерживать зрителя у экрана еще долгие годы. Сегодня наша статья посвящена ранним работам советского и российского режиссера Никиты Сергеевича Михалкова.

 

“Свой среди чужих, чужой среди своих” 1974 г.

Фотография Никиты Михалкова и Юрия Богатырёва со съемок фильма “Свой среди чужих, чужой среди своих”

Фильм начинается с воспоминаний. В небольшой южный городок приходит известие о победе красной армии в Гражданской войне. Зритель впервые знакомится с главными героями, которые искренне радуются началу новой жизни в свободе, равенстве и братстве. Пятеро друзей вместе прошли войну и казалось, что их дружба останется с ними навсегда, но затем создатель картины переносит зрителя из воспоминаний в наши дни. Юрий Богатырев исполнил одну из главных ролей, сыграв Егора Шилова. Неожиданно его герой становится “чужим среди своих”. Когда на его стороне остается только доброе и честное прошлое, то этого оказывается недостаточно. Его подставили, а из друзей никто не протянул руку помощи. Стоит отметить, что Шилов не собирается никому мстить, его интересуют только правда.

Главной звездой фильма считался Анатолий Солоницын, который к тому моменту уже исполнил главную роль в фильме Тарковского “Андрей Рублев”. В картине Михалкова он сыграл одну из главных ролей. Для его героя, Василия Сарычева, слово «дружба» не было пустым звуком. Из всех соратников Егора Шилова только он начинает сомневаться в предательстве друга и не может поверить, что его товарищ, с которым он прошел непростое время войны, мог обменять их дружбу на золото. Большинство трюков актеры выполняли без помощи каскадеров. До съёмок этой картины Юрий Богатырев, сыгравший Егора Шилова, никогда не сидел верхом, в отличие от Никиты Михалкова. За короткий срок актер отточил этот навык и перестал уступать даже Никите Сергеевичу, который, в свою очередь, сидел в седле с самого детства.

“Удивительно Богом одарен во всех отношениях” – говорил Михалков о Богатыреве.

Но один трюк чуть не стоил жизни Константину Райкину. Этот тот самый момент, когда Каюм с разбега толкает Шилова с обрыва, но герой Богатырева уворачивается в самый последний момент. Недолго думая, Егор Шилов бросается спасать своего врага, рискуя собственной жизнью. В данной сцене зритель видит ещё один образ «своего среди чужих». Аналогичная ситуация произошла и в реальности. Течение горной реки было настолько сильным, что Райкин не смог бы самостоятельно выбраться из воды на сушу без помощи сильного и храброго Богатырева. Шилова до глубины души ранило предательство друзей, но он все равно верил в своих братьев, с которыми прошёл войну.

Фотография со съемок фильма “Свой среди чужих, чужой среди своих”

Интересным является тот факт, что для режиссерского дебюта Никите Михалкову выдали ограниченное количество цветной плёнки. Так, черно-белые кадры послужили художественным элементом. Они подчеркнули натуру подлости преступников, которые когда-то были верны своей армии. Среди актерского ансамбля дебютантом также был Юрий Богатырёв, который впервые получил главную роль. В будущем Михалков будет считать его своим талисманом, а все свои яркие роли Богатырёв сыграет именно у Никиты Сергеевича. Когда все уже было готово к съемкам, военкомат неожиданно призвал Михалкова в армию. К съемочному процессу приступили только после окончания службы режиссера. Так, павильонные съемки киноленты проходили в киностудии “Мосфильм”, а натурные в Чечне. Снимал картину талантливый оператор Павел Лебешев. Невозможно не отметить бессмертную музыку Эдуарда Артемьева. По словам композитора, заглавная мелодия пришла ему в голову совершенно неожиданно. Поначалу он сам не понял, что сейчас сыграл, но затем почувствовал, что это “то самое”.

Этот фильм поднимает самые важные темы: своих и чужих, друзей и врагов, дружбу и предательство. Кто-то из нас всегда может оказаться чужим среди своих. Однако в независимости от того, где мы находимся, среди своих или среди чужих, существуют основополагающие вещи, которые и делают нас людьми. Удержаться от злобы и множества соблазнов смогут только самые стойкие и честные, такие как Егор Шилов.

 

“Несколько дней из жизни И.И.Обломова” 1980 г.

Фотография Олега Табакова со съемок фильма “Несколько дней из жизни И.И. Обломова”

Мало что общего у фильма Михалкова с романом Ивана Гончарова “Обломов”. Дело в том, что в планы режиссера не входило экранизировать книгу. Считается, что идея для создания киноленты впервые принадлежала Олегу Табакову и это он предложил Михалкову снять кино. Как мы уже знаем, Никите Сергеевичу эта идея понравилась. К этому моменту Михалков снял уже три крупных фильма (“Свой среди чужих”, “Раба любви”, “Неоконченная пьеса для механического пианино”), но в отличие от других кинолент, именно эту сняли как двухсерийный фильм. Михалков сократил много материала и убрал не только некоторые сюжетные линии, но и несколько основных образов. Режиссёр сконцентрировался только на взаимоотношениях между основными героями: Обломова и Штольца, Обломова и Ольги, а также Обломова и слуги Захара.

Сцены снимались не только в разное время года, но и в разных местах Советского Союза: на Украине, в Ленинграде, но в основном в деревне Сенькино в Серпуховском районе. Роль Обломова исполнил талантливый Олег Табаков, а Штольца сыграл неподражаемый Юрий Богатырев. Позже актер поделился, что хотел попробоваться на роль Обломова, но все знали заранее, что его будет играть Табаков.

”Моль. Никакой. Поэтому может быть любой” – позже высказывался Никита Сергеевич о Богатыреве.

Фотография Олега Табакова, Юрия Богатырёва и Андрея Попова со съемок фильма “Несколько дней из жизни И.И. Обломова”

Андрей Попов, сыгравший Захара, присоединился к съемкам фильма совершенно неожиданно. К тому времени Попов играл исключительно солидных, статных героев и больших начальников, что вскоре ему самому надоело. В киноленте Михалкова он исполнил роль слуги главного героя. Изначально актер наотрез отказывался бриться налысо, но за два дня до начала съёмок Михалков, соавтор сценария Адабашьян и гример пришли к нему в номер без волос на голове. Этот случай очень запомнился актеру и помог ему решиться на этот отчаянный шаг без всяких сожалений.

Создатели фильма смогли добиться единства постоянного перемещения из натуры в интерьер и наоборот. Прекрасная музыка Эдуарда Артемьева играла и здесь. Также в картине использовались композиции Беллини и Рахманинова, а сам фильм снимал верный “михалковский оператор” Павел Лебешев. Кино получило премию Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке. За лучшую режиссуру “Золотой щит Оксфорда” вручил приз Михалкову. За лучшую операторскую работу “Серебряный щит Оксфорда” вручил приз Лебешеву.

 

“Родня” 1982 г.

Фотография Нонны Мордюковой и Юрия Богатырёва со съемок фильма “Родня”

Фильм о взаимоотношениях близких между собой. Здесь жизнь показана такой, какая является на самом деле. Главная героиня — типичная беспокойная женщина. Она лезет в семью своей дочери и пытается там наладить быт, но ничего путного из этого не выходит.  Героиню исполнила народная артистка СССР Нонна Мордюкова. Специально для нее Виктор Мережко написал сценарий, а затем и Михалков неожиданно согласился взяться за эту картину. В итоге этот фильм оказался самым запоминающимся и народным в творчестве Никиты Сергеевича.

Основная его часть была снята в Днепропетровске. Именно там между Михалковым и Мордюковой произошел большой конфликт. Всё из-за того, что актриса и режиссер по-своему видели её героиню. Нонна Мордюкова была непрофессиональной актрисой и когда у нее что-то не получалось, она моментально раздражалась и начинала злиться. В итоге ссора разрешилась и съемки продолжились в том же актерском составе. Эпизод в ресторане, где Мордюкова танцует с Богатыревым, чуть не стоил ей жизни. На тот момент здоровье актрисы не позволяло ей пуститься в пляс, но она не хотела уступать коллеге, поэтому делала всё, что было в её силах. Возвращаясь к таланту Богатырева стоит отметить, что о нём можно писать бесконечно. Юрий Георгиевич и в этой картине показал свое безупречное актерское мастерство, тем самым доказав, что не является актером одной роли. Его современники неоднократно подтверждали этот факт.

На роль Иришки прослушивалось много девочек, но в конечном итоге взяли юного Фёдора Стукова. Актёр до сих пор не понимает почему все так сложилось. Михалков уже работал с юным актером в  фильме “Несколько дней из жизни И.И.Обломова” и был уверен, что с этой ролью справится именно Стуков. Так и получилось. Героиня получилась раскрепощенной и нахальной, как и задумывал режиссер. Советский поэт Николай Николаевич Зиновьев написал стихи к одной из песен фильма. В итоге получился знаменитый “Полет на дельтаплане” в исполнении Валерия Леонтьева. Композитором картины выступил Эдуард Артемьев, а оператором Павел Лебешев. Оба мастера успешно справились с поставленными задачами режиссера.

Никита Сергеевич Михалков — режиссер с большой буквы. Обладатель таких государственных званий, как заслуженный и народный артист РСФСР, герой труда Российской Федерации. Победитель премий “Золотой орел”, “Ника” и многих других. В 1995 году он получил Оскар за лучший иностранный фильм под названием “Утомленные солнцем”. Большинство его работ, включая самые ранние, будут актуальными всегда, так как поднимают основополагающие проблемы человека. Среди них любовь,дружба и предательство.

About Post Author

admin

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Предыдущая запись Добро пожаловать в Сукко: записки с одной смены  
Следующая запись Межсезонье российских фигуристок: как готовятся к новому циклу наши спортсмены?