В августе 2020 года у «Новой газеты» появился аккаунт в TikTok, за год набравший небывалые для подобного контента 50 тысяч подписчиков. О том, каково это — быть первопроходцами новостного ТикТока, а также о проблемах и особенностям ведения аккаунта нам рассказала редактор видеопроектов Сима Свердлова.
— Как ты поняла, что хочешь стать журналистом?
— Мама рассказывала, как в детстве я имитировала выпуск газет: вырезала и склеивала фотографии с текстом. Недавно нашла эти материалы и поняла, что судьба определила, кем мне надо стать. В 10 классе я отталкивалась от выбора предметов на ЕГЭ и решила, что поступать буду на журналистику. Я ходила на дни открытых дверей в разные вузы, и ВШЭ мне понравилась по атмосфере. Мама сказала: «Они разговаривают, как ты», — тогда я и решила поступать именно в вышку.
— Ты поняла, что хочешь работать в «Новой», только после практики?
— Не знаю, как можно не хотеть здесь работать. Тогда еще были варианты, но мне всегда казалось, что круче «Новой газеты» ничего нет. Это место, где готовы в тебя верить. Я еще университет не окончила, а мне дали канал издания с 100 тысячами подписчиков и сказали: «Мы тебе доверяем». Прошло полтора года, и теперь на канале 300 тысяч подписчиков, и я не могу поверить, что это моя заслуга.
— Как пришла идея сделать TikTok для такого серьезного издания как «Новая газета»?
— До работы в «Новой» я вела свой TikTok, тогда это считалось чем-то стыдным. В августе 2020 поняла, что газете нужна эта площадка, потому что у «Новой» много контента, о котором школьникам нужно знать. Тексты издания важны для общества, но их сложно читать даже мне. А в формате TikTok можно доносить эти темы до молодой аудитории. Я предложила идею, мы ее докрутили и на следующий день планерка началась с объявления о создании аккаунта в TikTok. Он, конечно, рассказывает подросткам о важных событиях, но при создании мы также хотели применить «шоковую терапию», показать аудитории, что еще и так умеем.
— Зачем такому серьезному общественно-политическому изданию как «Новая газета» нужно было заходить в TikTok?
— Здесь концепция такая. Аудитория TikTok на 70% состоит из ребят от 14 до 24 лет. Им бывает сложно понять, что происходит вокруг, кто такой Навальный, кто такой Песков, в чем смысл того или иного общественного конфликта. Для «Новой газеты» TikTok — это возможность этой аудитории все объяснять.
Эти ребята окончат школу, университет и придут к нам, потому что они с «Новой» были знакомы. TikTok — это вклад в будущее нашей газеты.
— С какими сложностями вы столкнулись, заходя в TikTok?
— Есть одна сложность — у нас нет ни примера, ни ориентира, потому что мы первое российское независимое общественно-политическое издание в TikTok. Мы пробуем разные форматы, перед нами открыт весь TikTok. Осталось только понять, что нам подходит больше. Пока мы экспериментируем, но не всегда эксперименты бывают удачны.
— А сколько человек у вас делают контент для TikTok?
— Два человека. Я (моя должность называется редактор видеопроектов) и стажерка. Я занимаюсь нашим YouTube, а TikTok был моей личной инициативой.
— Отличается ли контент «Новой» для TikTok от контента, который создается для других социальных сетей?
— Конечно, TikTok — это совершенно независимая история, потому что наши СММщики TikTok не занимаются. У нас с ними разные задачи. Мы зашли в TikTok не для того, чтобы пиарить ту газету, которая у нас есть сейчас. А для того, чтобы получить аудиторию, которая в нынешнюю газету не приходит, но может прийти завтра.
— Получается, что общая тема у вас есть, но вы не привязаны к конкретным материалам.
— Мы действительно не опираемся на материалы, хотя иногда нас газетные тексты вдохновляют. Летом мы делали несколько видео по мотивам расследования нашего data-отдела про «нарисованную» коронавирусную статистику. И это тоже были успешные видео.
— Вы сказали, что любите «Новую газету» и TikTok. А за что?
— «Новая газета» — это мечта такая, большая мечта. Когда ты поступаешь на факультет журналистики, тебя на собеседовании спрашивают, какие СМИ читаешь? И ты в первую очередь называешь «Новую», ты знаешь, как зовут главного редактора, как зовут первого заместителя главного редактора, второго, третьего…. Ты знаешь историю газеты, ты знаешь Политковскую.
И вот ты учишься на втором курсе, учишься на третьем, и понимаешь, что следующий год у тебя будет последний в бакалавриате. И задаешь себе вопрос: где бы ты хотела оказаться на пике своей карьеры? И отвечаешь, что в «Новой газете», потому что круче нее нет ничего. А, окончив университет, ты начинаешь там работать и думаешь, а что дальше? И понимаешь, что пришло время тебе делать свою «Новую газету».
— TikTok — это ваша новая газета?
— Это мой вклад в любимую газету. Это то, что я могу дать «Новой» прямо сейчас. А почему я люблю TikTok? Потому что TikTok — это репрезентация того, чем живут ребята младше меня. В какой-то момент я поняла, что уже ни я, ни мои друзья не создаем тренды, их создают ребята младше нас.
Один мой коллега сказал умную вещь:
В тот момент, когда ты перестаешь быть открытым ко всему новому, начинается регресс, деградация внутренняя.
Я с ним согласна. Поэтому в преодолении острого поколенческого конфликта, который существует и в стране, и в медиапространстве, нам могут помочь такие истории, как TikTok.